Главная » 2015 » Ноябрь » 11 » Клиническая картина и формы малярии
16:42
Клиническая картина и формы малярии

Инкубационный период малярии равен 10—15 дням. Ho с момента заражения до появления лихорадочных приступов может пройти и более значительный промежуток времени: несколько недель и даже месяцев.

Иногда приходится наблюдать появление первых приступов малярии в весеннее время, когда комаров еще нет и возможность заражения отсутствует. Часть таких случаев является, видимо, не первичным заражением, а «весенним» рецидивом.

Типичный приступ малярии имеет циклическое течение и состоит из следующих стадий: озноба, периода высокой температуры и потения. Эти стадии наступают в указанной последовательности.

Период озноба является очень характерным при малярийной лихорадке; иногда озноб бывает выражен незначительно; в некоторых же случаях интенсивность его бывает очень велика («потрясающий озноб»). При этом больной испытывает головную боль, тошноту, кончающуюся иногда рвотой; кожа суха, на ощупь холодна.

С окончанием озноба начинается второй период — резкого повышения температуры, достигающей иногда 41°, во время которого больной испытывает снова головную боль, тошноту и нередко боли в животе и в области селезенки.

С наступлением третьего периода — потения — жар спадает, кожа делается влажной; потение носит обычно характер проливного пота, все неприятные субъективные явления проходят, и больной засыпает.

Продолжительность приступа — от 4 до 48 часов.

Если приступ затягивается, то это бывает главным образом за счет стадии высокой температуры; большинство приступов бывает в первую половину дня. Для малярии характерен переход максимального повышения температуры с вечерних часов на дневные и ранние утренние. Характерно также значительное падение температуры ниже нормы.

Температурная кривая имеет разнообразный характер в зависимости от вида паразита:    при трехдневной лихорадке приступы чередуются через один день или, вернее, бывают на каждый третий день от начала предыдущего приступа (malaria tertiana simples) (рис. 33), но при этой форме могут быть и ежедневные приступы (febris quotidiana или, вернее, malaria tertiana duplex). В первом случае в крови циркулирует одна генерация паразита, во втором — две, причем развитие обеих генераций не идет параллельно, сроки их вызревания отстоят друг от друга на сутки.

При четырехдневной лихорадке (malaria quartana) продолжительность приступа бывает несколько большей, чем при malaria tertiana; описаны случаи, когда приступы длились целые сутки. Периоды повышенной температуры чередуются между собой через два дня апирексии (т. е. через 3 дня на 4-й от начала предыдущего приступа) (рис. 34).

При тропической малярии (malaria tropica) высокая температура держится не один день, а два и больше. И только при тщательном наблюдении за повышением температуры (путем измерения ее через 2 часа) можно обнаружить максимальное повышение ее в определенные дни и часы: температурная кривая дает как бы ряд волн с кратковременным периодом нормальной температуры (рис. 35).

В некоторых случаях тропической малярии лихорадка носит характер постоянной (febris continua), но иногда характер температуры не носит такой закономерности. В таких случаях анамнестические данные (проживание в малярийной местности), увеличение селезенки, а главное, исследование крови указывают на характер заболевания.

Течение малярийного приступа зависит от цикла развития малярийного паразита.

Путем исследования крови удалось обнаружить в различных стадиях приступа и разные генерации паразита в крови.

Перед самым приступом в крови находят зрелые и распадающиеся формы (розетки); во время озноба и начального повышения температуры обнаруживаются наиболее молодые формы паразита (малые кольца); на высоте приступа преобладают малые и большие кольца; в начальной стадии падения температуры и появления пота отмечаются большие кольца со значительно утолщенным телом. В течение безлихорадочного периода (апирексии) образуются зрелые формы, а к началу нового приступа в крови опять обнаруживаются розетки. Таково развитие паразита в крови при malaria tertiana и quartana.

При тропической малярии развитие паразита не проходит полный цикл в крови: фаза розеток и распадения их проходит во внутренних органах; в крови же во всех стадиях болезни можно обнаружить только кольца и зрелые формы в виде полулуний.

Во время апирексии силы больного восстанавливаются, и он чувствует себя как бы выздоровевшим. Ho если пароксизмы повторяются друг за другом в течение продолжительного времени, развивается характерная для малярии анемия: кожа бледна, иногда со слегка желтушным оттенком, нарастает общая слабость, иногда появляются шум в сердце и отеки. С течением времени пароксизмы лихорадки делаются все слабее и слабее, температура не поднимается до прежней высоты, озноб и пот прекращаются, и наступает как бы самоизлечение. В дальнейшем, однако, нередко появляется рецидив болезни.

Иногда промежутки между рецидивами бывают очень короткие, рецидивы следуют один за другим, наступает состояние хронической малярии, которое крайне истощает больного и дает картину резкой степени худосочия и малокровия.

При правильном лечении течение болезни резко меняется: приступы иногда очень быстро обрываются, и наступает выздоровление, хотя в некоторых случаях все же могут наблюдаться рецидивы и после проведенного энергичного лечения.

Из изменений органов, помимо изменения крови, где наряду с наличием специфического паразита находят характерную для малярии лейкопению, на первом плане стоит значительное увеличение селезенки, а иногда и печени. Размер селезенки в течение длительного хронического малярийного процесса меняется: она значительно увеличивается во время приступа, в межприступном же периоде отмечается заметное ее уменьшение, иногда до нормальных размеров.

Злокачественное и наиболее тяжелое течение малярии чаще отмечается при тропической форме, при которой иногда наблюдаются симптомы менингита или энцефалита. Так называемая малярийная кома главным образом бывает при malaria tropica. У погибших в коматозном состоянии больных на вскрытии в капиллярах мозга находят значительное скопление паразитов, а иногда и кровоизлияния в мозгу.

В других случаях в постоянных малярийных очагах жарких стран у детей наблюдается состояние малярийного худосочия (кахексия), когда, кроме признаков тяжелого малокровия, глубоких изменений печени и селезенки, отмечается склонность к геморрагиям, отекам и поносам. Во многих органах происходит отложение пигмента, а нередко тот или иной орган (почки, селезенка, кишечник) поражается амилоидным процессом.

Малярийная кахексия встречается там, где условия жизни неблагоприятны. В первую очередь погибают от нее дети, тогда как взрослые, перенесшие малярию в детстве, приобретают известную невосприимчивость к болезни.

Клиническая картина малярии у детей раннего возраста отличается от таковой у более старших детей.

Врожденная малярия до последнего времени мало описывалась. Многие авторы до сих пор оспаривают возможность внутриутробной передачи малярии и считают, что плацента является барьером для паразита.

Однако в последние годы описано немало случаев вполне доказанной врожденной малярии, когда у ребенка на 2—3-й день жизни отмечались приступы малярии с нахождением паразитов в крови. Ho даже и тогда, когда приступы наблюдаются не в первые дни, а спустя несколько недель (2—3), не исключается возможность врожденной малярии у ребенка.

Бывали случаи, когда первые симптомы заболевания у новорожденного выражались только в небольших периодических повышениях температуры, в анемии и отсталости в весе кахектического характера, в некоторых случаях даже при отсутствии увеличенной селезенки. Результаты исследования крови при этом иногда вначале тоже были отрицательными. Ho в дальнейшем, при более тщательном и настойчивом исследовании, удавалось все-таки обнаружить в крови паразитов малярии. Весьма возможно, что при врожденной малярии или при длительном межприступном периоде малярийный плазмодий не находится в периферической крови, и необходимы, по-видимому, какие-то провоцирующие условия для выхода его на поверхность кровеносной сети. В таких случаях хорошо собранный анамнез дает ценные указания на малярийную природу данного заболевания.

Приступ малярии у детей раннего возраста (до 2 лет), независимо — врожденной или приобретенной, нередко протекает атипично: вместо озноба иногда наблюдается некоторое возбуждение, бледность лица, а иногда судороги. Часто бывает рвота. Правильное чередование приступов нередко отсутствует. Температурная кривая бывает неправильной. Типичного потения (проливной пот) обычно не бывает, и если бы не наличие паразитов в крови, которых, в конце концов, всегда удается обнаружить, можно было бы предполагать другие инфекции.

Категория: Детские болезни | Просмотров: 1372 | Добавил: Serxio1103 | Теги: болезни, ребенок, дети, новорожденный, лечение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar