Главная » 2022 » Февраль » 3 » Эдвардса синдром
15:12
Эдвардса синдром

Эдвардса синдром — симптомокомплекс множественных аномалий (внешних и висцеральных), обусловленный хромосомной патологией (трисомией хромосомы 18).

Популяционная частота этого синдрома претерпела некоторые изменения. Поначалу было установлено, что она составляет 0,14: 1000 или I случай на 7000 рождений. Затем этот показатель повысился (по-видимому, за счет улучшения диагностики) до 0,24-0,33:1000 или до I случая на 3300—4500 рождений, но в последние годы зарубежные авторы приводят значительно более низкий показатель частоты синдрома Эдвардса — 0,08-1000. He исключено, что это снижение произошло благодаря успехам медико-генетического консультирования и пренатальной диагностики, которые проводятся в отношении данного синдрома.

Установлено также, что более 70% больных с синдромом Эдвардса — лица женского пола и это, вероятно, связано с их лучшей выживаемостью: они живут в среднем 282 дня после рождения, лица мужского пола — только 58,5 дня.

Этиология. Цитогенетически синдром Эдвардса представлен в основном простой трисомией 18. при которой во всех клетках обнаруживается добавочная хромосома. Причины нерасхождения хромосомы 18 в половых клетках одного из родителей остаются неясными. Установлена четкая зависимость частоты рождения детей с этим синдромом от возраста матерей, которая даже еще более выражена, чем при трисомиях 13 и 21. Так, средний возраст матерей при рождении ребенка с синдромом Эдвардса 31,4±0,5 года, а отцов — 34,6±0,9 года, что примерно на 5 лет выше, чем в контрольной группе. При этом у женщин 35-39 лет синдром Эдвардса пренатально диагностируется в 0,6% случаев, а у женщин 45-49 лет — в 19,7%, То есть почти у каждой пятой рожающей женщины в возрасте 45-49 лет может родиться ребенок с данным хромосомным синдромом.

Значительно реже простой трисомии 18 при синдроме Эдвардса встречаются мозаичные формы и как исключение — транслокационные. Клинико-фенотипически эти все цитогенетические формы практически неотличимы.

Основные диагностические признаки: пренатальная гипоплазия, множественные аномалии развития и стигмы дизэмбриогенеза, среди которых, как правило:

1) «нависающий» затылок,

2) антимонголоидный разрез глазных щелей,

3) низко расположенные деформированные ушные раковины,

4) микрогения,

5) характерное наложение пальцев кисти,

6) единственная пупочная артерия

Каждый из указанных признаков встречается не менее, чем у 80% больных, что указывает на их большую диагностическую значимость и в совокупности придает больному довольно характерный внешний вид. Это позволяет диагностировать синдром Эдвардса уже в периоде новорожденности на основании клинического осмотра, и как правило, целенаправленно проводить кариологический анализ; кариотип таких больных — 47,XX,+18.

Клиника. Дети с синдромом Эдвардса рождаются обычно в срок либо несколько переношенными, нередко в асфиксии, несмотря на нормальное течение родового акта. Масса при рождении составляет 2100-2400 г. В половине случаев — маленькая плацента с атрофическими дольками и единственной артерией пуповины.

Клиническая картина характеризуется чрезвычайным полиморфизмом симптомов, хотя каждый из них в отдельности не является строго специфичным для синдрома Эдвардса, Обнаруживаются и описано более 130 различных аномалий. Наиболее часто (у 100% больных) отмечаются аномалии мозгового черепа и лица, указанные выше, а также «готическое» небо, микростомия, реже — расщелина неба и др., у 98% больных поражается опорно-двигательный аппарат: кроме вышеуказанных, короткий и широкий I палец стопы, «стопы-качалки», короткая грудина, аномалии ребер, кожная синдактилия стоп и некоторые другие. У 90% больных выявляются пороки развития сердечно-сосудистой системы. У половины больных с синдромом Эдвардса имеют место аномалии ЖКТ (дивертикул Меккеля — в большинстве случаев, реже — пилоростеноз, незавершенный поворот кишечника, атрезии пищевода, желчевыводящей системы, ануса, эктопия ткани поджелудочной железы) и мочевой системы. У 1/4—1/5 части больных отмечаются пороки развития поповых органов (в основном — крипторхизм, реже — гипертрофия клитора, гипосладия) и аномалии ЦНС (гипо- или аппазия мозолистого тела, гипоплазия мозжечка и др.). Встречаются также микрофтальмия, помутнение роговицы, эпикант, короткая шея с дополнительной кожной складкой, сосковый гипертелоризм, пупочные и паховые грыжи, атре-зия хоан, вывих бедер, двурогая матка, гемангиомы и многие другие более редко встречающиеся пороки развития. Описаны дефекты невральной трубки, омфалоцеле или эмбриональные грыжи.

В клинической картине болезни, наряду с вялым сосанием, отсутствием прибавки в массе, может обнаруживаться многообразная неврологическая симптоматика: микроцефалия, мышечный гипертонус конечностей, сухожильная гиперрефлексия, рефлексы орального и другого автоматизма непостоянны или могут отсутствовать (Моро, Таланта, Переса), со стороны черепно-мозговых нервов — сходящееся косоглазие, плавающие движения глазных яблок, птоз, экзофтальм, отсутствие небного и глоточного рефлексов и другие.

Дерматоглифика при синдроме Эдвардса имеет свои особенности: поперечная ладонная складка, дистальный трирадиус, увеличение числа дуг на пальцах, отсутствие пальцевых трирадиусов с, в и d, слабо выраженный узор на мизинце.

Дифференцировать клинико-фенотипически чаще всего приходится с синдромом Смита-Лемли-Опитца, COFS-синдромом, с фацио-кардиомелической дисплазией («синдром Эдвардса с нормальным кариотилом»), с VATER — ассоциацией.

Диагноз синдрома Эдвардса должен быть подтвержден кариоkогическим обследованием: при анализе метафазных пластинок в большинстве случаев определяется лишняя хромосома 18; мpаициpм и транслокации в генетической структуре синдрома существенной роли не играют.

Лечение — неэффективно; симптоматическое.

Прогноз всегда серьезный: 60% больных умирают в возрасте до 3 мес., в том числе половина из них — до 1 мес., годовалый возраст переживает не более 10%. Причины смерти: в перинатальном периоде — асфиксия, аспирационная пневмония, кишечная непроходимость: в более старшем возрасте — интеркупрентная инфекция (на фоне иммунологической недостаточности, имеющей место у этой категории больных), сердечно-сосудистая недостаточность и восходящая уроинфекция. Более длительно живут больные с мозаичными и транслокационными формами синдрома Эдвардса, однако у них отмечается резкая задержка физического развития и глубокой степени олигофрения (идиотия).

Медико-генетическое консультирование. Оценка повторного риска всегда делается с большой осторожностью. Учитываются генеалогические данные и акушерский анамнез матери (спонтанные аборты). Однако пока не ясно, насколько повышается риск для будущего ребенка, если у женщины имели место предшествующие выкидыши в ранние сроки, причиной которых являются в большинстве случаев хромосомные аномалии (трисомия, моносомия, триплоидия, тетраплоидия и др.).

Необходимо кариотипировать родителей (при носительстве сбалансированной транслокации, что бывает крайне редко, повторный риск весьма высок).

В большинстве же случаев учитываются следующие факторы высокого риска:

1. В ранние сроки (I триместр)

а)    возраст матери старше 35-40 лет,

б)    токсикоз беременности,

II. В более поздние сроки (М-Ill триместр)

а) токсикоз беременности,

б) многоводие,

в) слабая активность плода,

г) гипотрофия плода.

Пренатальная диагностика синдрома Эдвардса достаточно широко освещена в литературе.

Массовый УЗ-скрининг беременных женщин при I исследовании (срок 16-24 нед.) может выявлять:

1) многоводие;

2) гипотрофию плода;

3) множественные аномалии развития у плода (сочетание пороков сердца, ЖКТ и мочевой системы).

Полученные данные являются показателем для дальнейшей целенаправленной диагностики. Помимо этого, показаниями для селективной дородовой диагностики хромосомных аномалий являются:

1) один из родителей — носитель сбалансированной аутосомной транслокации;

2) наличие в семье ребенка с аутосомной трисомией или синдромом МВПР (если он по каким-либо причинам не обследован);

3) мозаицизм у одного из родителей по хромосомной аномалии;

4) воздействие мутагенных факторов (ионизирующей радиации, цитотоксической терапии, профессионально-производственных вредностей и т.д.) на одного или обоих родителей;

5) а также лечение матери от бесплодия, т.к. при этом могут иметь место структурные изменения в ооцитах, предрасполагающие к анеуплоидиям.

Ориентировочным показателем может служить определение альфа-фетопротеина в крови у беременной на 14-16 нед. беременности, т.к. в 7% случаев отмечаются дефекты невральной трубки.

Перечисленные выше факторы являются показанием для проведения амниоцентеза с последующим исследованием культуры клеток на кариотип и ряда биохимических показателей.

Категория: Врожденные пороки развития | Просмотров: 91 | Добавил: Serxio1103 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar