Главная » 2015 » Ноябрь » 11 » Пути изучения острых инфекционных болезней
17:19
Пути изучения острых инфекционных болезней

Учение об инфекции в своем развитии прошло несколько этапов.

Крупные успехи бактериологии во вторую половину XIX века, связанные с открытием микробов — возбудителей ряда инфекционных болезней, — создали основу для дальнейшего развития учения об инфекции и надолго определили микробиологическое направление в изучении инфекции.

Это направление оставалось господствующим еще до недавнего времени и нашло отражение в сложившихся взглядах на ряд основных вопросов из учения об инфекции: на этиологию и патогенез, особенности течения острых инфекций, на построение их терапии и профилактики.

Ведущая роль при инфекционной болезни признавалась за ее возбудителем, совокупностью болезнетворных свойств которого (т. е. вирулентностью) объяснялась и начальная тяжесть болезни, и дальнейшее ее течение, и исход. Состояние организма и окружающей его среды при этом мало или совсем не принималось во внимание.

Считалось, что возникновение инфекционной болезни обязано непосредственному воздействию болезнетворного начала на клетки организма, а развитие ее — распространению этого воздействия на все большие клеточные пространства; что клиническая и патологоанатомическая картина болезни в основном определяется специфической способностью возбудителя избирательно поражать и вызывать изменения определенных тканей и органов.

Такой локалистический подход не отражал всей сущности инфекционной болезни с ее влиянием на целостный организм и совсем не учитывал значения нервных (рефлекторных) механизмов в возникновении и развитии болезни.

Патогенез инфекционного процесса трактовался на основе признания двух сторон воздействия микроба — токсического (обусловленного токсинами) и септического (связанного с внедрением микроба в кровь и органы). Соответственно этому и терапия инфекций строилась на принципе борьбы с микробом и его токсинами и разрабатывалась главным образом в этом направлении (антитоксические и антимикробные сыворотки, вакцины).

Таковы вкратце воззрения на некоторые основные вопросы из учения об инфекционных болезнях, существовавшие на первом этапе их изучения.

Несмотря на значение и ценность ряда наблюдений и данных, добытых исследованиями этого этапа, одностороннее микробиологическое направление не могло обеспечить дальнейшего развития учения об инфекции. Без учета значения макроорганизма и состояния его реактивности оставались необъясненными многие клинические факты, например: различие тяжести и течения инфекционных заболеваний при одном и том же источнике их возникновения, цикличность и волнообразность клинических проявлений, возрастные особенности течения инфекций и др. Недостаточны были и успехи терапии острых инфекций.

Многолетний опыт применения специфического сывороточного лечения инфекций показал, что при всем его значении оно далеко не разрешает проблемы лечения их.

Все изложенное подчеркивает созревшую необходимость новых подходов в изучении острых инфекций.

Начиная с 30-х годов настоящего столетия наметилось и получило значительное развитие (благодаря главным образом работам наших отечественных ученых — клиницистов и теоретиков) иное, более широкое направление в изучении инфекционных заболеваний. Направление это может быть названо патогенетическим. В формировании и течении инфекционного процесса была выдвинута весьма важная роль макроорганизма, его нервной системы и реактивности; при этом не отрицалось значение возбудителя болезни, но рассматривалось оно во взаимоотношении с реакциями организма, с условиями внешней и внутренней среды.

Это обеспечило более глубокое понимание инфекционной болезни как процесса динамического, протекающего циклически с последовательной сменой периодов (фаз), причем каждая фаза характеризуется определенным функциональным состоянием нервной системы, в частности, вегетативной нервной системы.

Клиническими и экспериментальными исследованиями было установлено, что в течение инфекционной болезни развивается так называемое аллергическое состояние (т. е. изменение реактивности организма) в силу повышенной чувствительности к продуктам расщепления микробных белков. Возникающие при этом аллергические реакции, во многом сходные с сывороточной болезнью (представляющей реакцию организма на введенный белок чужеродной сыворотки), играют большую роль в патогенезе и клинике инфекционной болезни; они обусловливают волнообразное течение процесса; снижают сопротивляемость больного и уровень иммунитета, создавая этим почву для возникновения осложнений, рецидивов болезни, наслоения вторичной инфекции и пр.

Наиболее часто эти аллергические реакции возникают на 2-й, 3-й, 4-й неделе болезни (как говорят, «во второй ее части», в аллергическом периоде), но при известных условиях выявляются и раньше, уже в начальном периоде болезни. Особенно это касается самых тяжелых — гипертоксических — форм острых инфекций, в патогенезе которых доказано (клинически, анатомически и экспериментально) значение наличия повышенной чувствительности организма к моменту развития этих форм заболеваний.

Эти факты ярко показывают роль макроорганизма при формировании инфекционной болезни.

Углубление знаний о патогенезе инфекций и законах его течения послужило основой для успехов в разработке терапии острых инфекций. Выявилась необходимость патогенетической терапии инфекций, которая должна проводиться строго индивидуализированно, по определенным клиническим показаниям, с учетом фазы процесса, возраста больного и состояния его реактивности.

Патогенетическая терапия включает специфические методы, направленные против микроба-возбудителя и его токсинов, а также микробов вторичных осложнений (сывороточное лечение, сульфаниламиды, антибиотики — пенициллин, синтомицин, стрептомицин и др.), и методы, оказывающие благоприятное влияние на реактивность организма, на эмоциональный тонус больного (переливание крови, введение плазмы и сыворотки крови, гамма-глобулина, физиотерапия и др.).

Помимо этого, в комплекс патогенетической терапии входит как один из наиболее существенных факторов благоприятного воздействия на организм в борьбе его с инфекцией организация гигиенического окружения больного, хорошего ухода и рационального питания. Необходимость максимального внимания к этой стороне лечения должна быть всячески подчеркнута.

Принципы патогенетической терапии, широко внедрившиеся в работу педиатрических учреждений Советского Союза, оказали значительное влияние на снижение летальности от инфекций.

Стоит задача — добиться новых, еще более значительных успехов в борьбе с острыми детскими инфекциями.

Развитие медицины, перестройка ее на основе физиологического учения И.П. Павлова создают исключительно большие перспективы для дальнейшего плодотворного изучения острых инфекционных заболеваний и достижения решающих успехов в борьбе с ними.

Исследования в этом направлении в области изучения острых инфекций еще только начаты. Они исходят из основных положений павловского учения о целостности организма, о единстве и постоянном взаимодействии организма с внешней средой, о руководящей роли нервной системы в деятельности всех органов, регулируемой корой больших полушарий головного мозга и подчиненных ей центров, которые осуществляют эту регуляцию путем рефлексов через рассеянные во всех органах нервные приборы (рецепторы).

Исследования эти показывают определяющую роль нарушений деятельности нервной системы в возникновении и течении инфекционных процессов и организующую ее роль в процессе выздоровления.

Микробы и токсины рассматриваются как специфические раздражители, вызывающие путем активного контакта с нервными приборами (рецепторами) рефлекторную реакцию; воспринятое раздражение действует на центральную нервную систему и через нее на весь организм в целом, вызывая определенную картину болезни, соответствующую специфичности данного возбудителя.

Состояние и степень возбудимости центральной нервной системы оказывают значительное влияние на возникновение инфекционной болезни, ее тяжесть и течение.

От действия токсина через рецепторные приборы в первую очередь страдает кора головного мозга. Наиболее ранние признаки интоксикации являются результатом ее торможения, возникающего в ответ, на инфекционное воздействие: клетки коры охраняются от деятельности во вредоносных условиях (охранительное торможение). На фоне торможения коры высвобождаются лежащие ниже подкорковые вегетативные центры, которые главным образом и осуществляют борьбу с инфекционно-токсическим началом. При дальнейшем течении процесса, в различные его периоды, происходят изменения корковой и подчиненной ей вегетативной реактивности.

Защитные реакции в борьбе с инфекцией выражаются в целостном организме не только образованием различных специфических иммунных тел и мобилизацией средств естественного (физиологического) иммунитета, но и рядом других функций; во всех них принимает очень большое участие центральная нервная система путем сложных рефлекторных реакций.

Изменения реактивности в течение острых инфекций и возникновение аллергического состояния, повышенной чувствительности также в значительной мере связаны с изменением нервнорефлекторной регуляции процессов в организме.

Исходя из павловского учения о нервизме, можно дать новую трактовку ряду клинических фактов.

Возрастные особенности инфекций, в частности у детей раннего возраста, находят объяснение в своеобразии развития и функционирования их центральной нервной системы: именно в силу незаконченности развития высших отделов нервной системы, особенно коры головного мозга и связанной с этим неполнотой рефлекторной деятельности, маленькие дети склонны отвечать общими (диффузными) реакциями на самые разнообразные вредные воздействия.

Сердечно-сосудистые расстройства, столь часто возникающие при острых инфекциях («инфекционное сердце»), в основном обусловлены нарушением нервной регуляции деятельности аппарата кровообращения и только при некоторых инфекциях (особенно при дифтерии) имеет значение поражение самого сердца (его мышцы).

И, наконец, рецидивы инфекционной болезни, затяжное течение некоторых инфекций, остающиеся иногда после них длительные функциональные расстройства во многом зависят от нарушения трофического влияния центральной нервной системы и от действия сохранившихся в ней очагов возбуждения, обусловливающих так называемые следовые реакции.

Изложенные выше принципы патогенетической терапии сохраняют свое значение, но направленность ее должна быть обращена в первую очередь на эффективное воздействие на центральную нервную систему больного. Необходимо внимательно учитывать нервно-психическое состояние больного, его поведение, оберегать его покой, сон, ограничить лишь самым необходимым числом травмирующих (болезненных) манипуляций, бережным и чутким подходом содействовать повышению эмоционального тонуса больного.

Необходимо широко использовать благотворное воздействие на центральную нервную систему свежего воздуха, обеспечить гигиеническую обстановку и уход, проводить полноценное и разнообразное питание, руководствуясь состоянием ребенка и умело добиваясь активного аппетита.

Комплекс всех этих мероприятий наряду с применением специфической терапии и специальных методов лечения лучше всего может обеспечить полное выздоровление детей от инфекционных заболеваний.

Категория: Детские болезни | Просмотров: 316 | Добавил: Serxio1103 | Теги: болезни, ребенок, дети, новорожденный, лечение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar