Главная » 2015 » Ноябрь » 11 » Сыпной тиф
18:41
Сыпной тиф

Этиология. Установление основных фактов, относящихся к этиологии и эпидемиологии сыпного тифа, связано с именами наших отечественных ученых: так, в 1876 г. Мочутковский (в опыте над собой) доказал наличие заразного начала в крови больного сыпным тифом, а Г.Н. Минх в 1878 г. установил, что сыпной тиф передается вшами. В настоящее время можно считать несомненным, что возбудителем сыпного тифа являются риккетсии Провачека, названные так в честь открывших их в 1911 — 1913 гг. ученых Риккетса и Провачека. Риккетсии представляют собой мельчайшие тельца размером 0,3х0,4 р. круглой или овальной формы, чаще расположенные попарно; содержатся они в крови и органах больных сыпным тифом во время лихорадочного периода (исчезая через 2—3 дня после падения температуры), а также в эпителии желудочно-кишечного тракта вшей, зараженных кровью больных.

Риккетсии не культивируются на искусственных питательных средах, а размножаются только во вшах или в органах экспериментальных животных.

В. proteus Х19, которому недавно некоторые авторы приписывали этиологическую роль при сыпном тифе, является сопутствующим микробом, однако настолько постоянным, что он агглютинируется сывороткой больных сыпным тифом, и поэтому агглютинация с В. proteus X19 (реакция Вейль-Феликса) приобретает почти специфический характер и является весьма ценным методом лабораторной диагностики сыпного тифа.

Она бывает положительной обычно не раньше начала 2-й недели заболевания и только в редких случаях с 5-го дня болезни.

В последние годы получены данные о связи между протеем Х19 и риккетсиями (ВА. Крестовникова). Весьма вероятно наличие общих рецепторов у риккетсий Провачека и В. proteus Х19.

Эпидемиология. Сыпной тиф встречается в виде эпидемий, тесно связанных с ухудшением санитарно-гигиенических условий и бытовой обстановки.

Передача сыпного тифа непосредственно от больного к здоровому в естественных условиях не происходит. Заразность сыпного тифа связана исключительно с наличием промежуточного передатчика — вши (главным образом платяной как наиболее подвижной).

Вошь является не только механическим переносчиком, но и промежуточным хозяином, поскольку в ее организме, после того как она инфицировалась кровью сыпнотифозного больного, возбудитель болезни проходит цикл развития в течение 4—5 дней, и только тогда (т. е. не раньше чем через это время) вошь способна передать сыпной тиф здоровому при укусе и загрязнении ранки инфицированными выделениями или при втирании при расчесах в ранку раздавленной вши и ее испражнений.

Знание факта существования этого своего рода инкубационного периода, когда вошь заражена, но еще не способна заражать, имеет исключительно важное значение для проведения эпидемиологических мероприятий (госпитализация и обработка очага в первые дни болезни).

Вирус в организме больного сыпным тифом сохраняется в течение лихорадочного периода (и, возможно, в последние 2 дня инкубации) и организм освобождается от него обычно к 3-му дню реконвалесценции. Однако эпидемиологические наблюдения показывают, что иногда он может сохраняться в крови и до 10—12-го дня после падения температуры; в выделениях больных риккетсии не обнаруживаются. Зараженная вошь остается носительницей риккетсий в течение всей своей жизни, которая вследствие заражения укорачивается до 30 дней.

Поскольку вшивость является главным эпидемиологическим фактором при сыпном тифе, неблагоприятные бытовые и санитарно-гигиенические условия, способствующие распространению вшивости, способствует эпидемичности заболеваний.

Хорошо известны обширные эпидемии, поражавшие разные страны после войны и голода и наблюдавшиеся в армиях воюющих стран. Вспышки сыпного тифа постоянно наблюдались в царской России. Причина этих эпидемий и вспышек лежала в тяжелых санитарно-гигиенических условиях необеспеченных групп населения, характеризующихся недостатком воды, грязью, недостатком одежды, скученностью, — условиями, при которых получила широкую возможность размножаться и легко передаваться от человека человеку платяная вошь. При этом имело, конечно, значение физическое и психическое состояние и плохое питание.

Сыпной тиф в России не получил эпидемического распространения даже в трудных условиях Отечественной войны; в послевоенные годы он встречается лишь в виде спорадических случаев и изолированных вспышек.

Среди детей поражаются более старшие, т. е. те, которые больше подвергаются возможности контакта и заражения; однако наблюдались случаи заболевания и в грудном возрасте (после 3 месяцев), обычно тогда, когда мать заболевала сыпным тифом.

По сезону максимальное число заболеваний приходится на позднее осеннее и зимнее время.

Раз перенесенное заболевание дает достаточно стойкий иммунитет, хотя повторные заболевания все же наблюдаются, особенно через длительные промежутки времени.

Патогенез и патологическая анатомия. Анатомические поражения сводятся к поражениям мелких артерий, вен и капилляров своеобразным процессом с образованием тромба внутри сосуда, к поражению стенки и образованию вокруг сосуда узелка (гранулемы); в дальнейшем процесс заканчивается запустением сосуда. Такие изменения встречаются в нервной системе, коже и мускулатуре.

Наблюдается также поражение сердца (часто — интерстициальный миокардит, реже — дегенеративные процессы) и поражение желез внутренней секреции (надпочечники гипофиза).

Тяжелые явления расстройств сердечно-сосудистой системы вызываются, помимо интоксикации микробными ядами, поражениями надпочечников и других органов внутренней секреции.

Ввиду возрастных физиологических условий эти явления со стороны сосудистой системы у детей выражены слабее, чем, возможно, и объясняется у них более легкое течение сыпного тифа по сравнению со взрослыми.

Клиника. Инкубационный период длится в среднем 11—14 дней с колебаниями от 7 до 20 дней. Сыпной тиф редко начинается внезапно: обычно в течение 2—3 дней развивается все усиливающаяся слабость, головная боль. Ознобы и рвота редки. Температура поднимается круто, и обычно к 3—4-му дню болезнь достигает полного развития, когда выясняются три основных симптома сыпного тифа: общая отравленность, сыпь (розеола) и увеличение селезенки.

Отравленность выражена весьма отчетливо: сильные головные боли, боли в мышцах и гиперестезии. Последний симптом весьма характерен для сыпного тифа: ребенок начинает стонать и жаловаться, если сжать ему в нескольких местах бедро по ходу нервного пучка. Нередко начинается бред ив более тяжелых случаях — затемнение сознания. В картине болезни преобладает подавленность, возбуждение бывает редко.

Температура довольно своеобразна: круто поднявшись до 39,5—40° к 3-му дню, она держится с колебаниями различной степени до 8—10-го дня, а затем падает обычно коротким лизисом. Бурные, быстрые подъемы температуры и ее критическое падение встречаются довольно редко. Общая продолжительность лихорадочного периода 12—14 дней.

Сыпь обычно появляется рано — на 3—4-й день; реже на 5—6-й, высыпает быстро и большей частью бывает обильной, что отличает сыпной тиф от брюшного, при котором розеола появляется не раньше 7—8-го дня, высыпает постепенно, в течение нескольких дней, и остается все же обычно довольно скудной и мало распространенной.

Розеола представляет собой пятнышки розового цвета, не выстоящие или чуть выстоящие над уровнем кожи, с неясными контурами, величиной с просяное зерно или маленькую чечевицу. Располагается она особенно часто на наружной поверхности предплечья, груди, животе, гораздо реже на лице и очень редко (при обильной сыпи) на волосистой части головы. Количество пятнышек бывает различно. Они довольно быстро пигментируются, принимают буроватую окраску и исчезают примерно в течение недели.

В тяжелых случаях одновременно с розеолой появляются петехии.

Селезенка начинает прощупываться на 3—4-й день, что также отличает процесс от брюшного тифа, где увеличение селезенки появляется не раньше конца первой или начала второй недели. Величина селезенки средняя — обычно она выходит из-под ребер на 1,5—2 пальца в отличие от гораздо более резко увеличенной селезенки при возвратном тифе. Консистенция средней плотности, в более тяжелых случаях она мягче.

Кожа суха, пота нет, в конце процесса иногда наблюдается несильное шелушение. Железы не увеличены. Катаров нет, лишь в более тяжелых случаях наблюдается резкое наполнение сосудов конъюнктивы. Язык довольно рано становится сухим и густо обложенным. Аппетит понижается, но редко исчезает совсем, так что обычно удается кормить ребенка достаточно.

Стул или нормален, или наблюдается некоторая наклонность к запорам. Живот обычно мягкий невздутый.

В более тяжелых случаях появляется небольшой кашель. Пульс обычно учащен в течение всего лихорадочного периода, давая небольшое замедление и неровность лишь после падения температуры, что отличает сыпной тиф от брюшного с его весьма характерной на высоте процесса брадикардией (замедление пульса). На высоте процесса обычно наблюдается расширение сердечных границ, заглушение тонов, падение кровяного давления. Эти симптомы редко достигают очень сильных степеней и, не угрожая жизни, редко требуют применения у ребенка сердечных средств, что резко отличает сыпной тиф у ребенка от сыпного тифа у взрослого, при котором весьма часты сердечные осложнения.

В тяжелых случаях иногда наблюдается белок в моче. Характерна положительная диазореакция мочи.

В крови — лейкоцитоз нейтрофильного характера (10 000—20 000), который падает несколько раньше падения температуры, невысокая РОЭ (10—20 мм в час).

При диагнозе сыпного тифа, помимо описанной выше картины, имеет значение наличие следующих признаков: 1) одышка без явлений в легких, 2) инъекция (реже кровоизлияния) в конъюнктиву, 3) у детей до 3 лет депрессия и сонливость; у старших детей временами возбуждение и бред, 4) положительная диазореакция, 5) учащение пульса, 6) приглушение первого тона, 7) падение температуры на 4—8—12-й день болезни (так называемые провалы, или «врезы»), 8) невысокая РОЭ (10—20 мм в час).

Осложнения немногочисленны и редко бывают тяжелыми; более часты бронхиты, реже пневмонии, иногда наблюдаются стоматиты: у грудных и маленьких детей — диспепсии и колиты. Встречаются гнойные паротиты, гнойные отиты и нефриты. В тяжелых случаях могут развиться жестокие пролежни.

Предсказание. По сравнению с течением у взрослых сыпной тиф у ребенка протекает гораздо доброкачественнее. Тяжелые случаи не часты (10—12%), чаще встречаются заболевания средней тяжести; иногда, особенно у грудных детей, течение абортивное и легкое. Летальность очень незначительна, фактически приближающаяся к нулевой (0—0,3%).

Гигиена, уход, лечение. Необходимо проветривать помещение; постель должна быть застлана тщательно, белье следует часто менять и постоянно осматривать кожу на спине и на крестце, так как в тяжелых случаях развиваются пролежни. В тяжелых случаях — круг, на голову — холодный компресс. Весьма хорошо действуют теплые (35—37°) ежедневные ванны. При высокой температуре, помимо них, можно делать прохладные обертывания.

Необходимо тщательное полоскание рта 0,85% раствором NaCl или же 2% pacтвором борной кислоты, или 0,1% раствором марганцовокислого калия. Язык и губы смазывают растительным маслом. He следует увлекаться протиранием рта, так как это лишь травмирует слизистые.

Необходимо достаточно поить больного и следить за полноценным питанием, которое во время лихорадочного периода должно быть жидким или полужидким. Обычно назначаются молочные блюда, супы и бульоны, кисели и каши. Если ребенок не в тяжелом состоянии и имеет аппетит, то нет противопоказаний для назначения мяса и рыбы. Необходимо давать витамины — соки, рыбий жир, сливки, сливочное масло. При реконвалесценции — рыбий жир. Встать с постели можно разрешить через несколько (2—3) дней после падения температуры. Потребности в назначении сердечных средств нет. Если является такая необходимость, то дают 1% раствор кофеина по чайной (десертной, столовой) ложке или же кордиамин, кардиазол.

Выписка из больницы допускается через 5—6 дней после падения температуры.

За последние годы достигнуты большие успехи в лечении сыпного тифа благодаря применению антибиотиков (синтомицин, биомицин), оказывающих весьма благотворное, часто купирующее влияние на течение болезни.

Профилактика. Основные меры должны быть направлены на уничтожение передатчика болезни (вошь) и на создание таких условий, при которых вошь не может размножаться. В этом отношении решающее значение имеет улучшение санитарно-гигиенических условий жизни населения, повышение его культурного уровня, санитарногигиеническая пропаганда среди населения. Все формы коллективной, правильно организованной жизни детей являются в этом направлении могущественными факторами оздоровления. В детских учреждениях при правильной их организации инфекция даже в случае заноса не может получить распространения и развития. При вспышках среди взрослого населения необходимо обратить особое внимание при проведении комплекса установленных мероприятий также и на борьбу со вшами у детей, так как дети легко инфицируются и сами часто могут быть источниками распространения инфекции. Необходим тщательный надзор за местами скопления людей (вокзалы, бани и пр.).

Меры обеззараживания — это способы уничтожения насекомых (дезинсекция). Белье, одежду пропускают через суховоздушные («гелиос») или параформалиновые камеры. Белье можно кипятить или проглаживать горячим утюгом. Дезинсекция помещений производится путем окуривания серой. Весьма сильным дезинсицирующим действием на вшей обладает препарат «К» и содержащее этот препарат мыло «К» (Ханеня). Больной сыпным тифом, принятый в отделение, должен быть тщательно вымыт, острижен.

За последние годы был разработан и проверен на практике метод специфической профилактики (Кронтовская, Маевская, Пшеничнов).

Категория: Детские болезни | Просмотров: 400 | Добавил: Serxio1103 | Теги: болезни, ребенок, дети, новорожденный, лечение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar