Главная » 2015 » Ноябрь » 3 » Возможности клинической интерпретации определения противоопухолевых антител
13:54
Возможности клинической интерпретации определения противоопухолевых антител

Как отмечалось ранее, антитела к опухолеассоциированным антигенам выявлены при многих опухолях различных гистогенеза и локализации (карцинома кишечника, молочной железы, гепатоцеллюлярная карцинома, рак легкого, пищевода, опухоли нервной ткани и др.). В сыворотке крови больных нередко обнаруживаются антитела не только против раково-тестикулярных антигенов, но и других, например раково-эмбриональных.

Возможности определения антител к опухолеассоциированным антигенам значительно расширились после идентификации многих из них. Например, в настояшее время для выявления антител используются такие антигены, как MAGE, NY-ESO-1, антигены меланомы и другие, что дает основание говорить о наличии или отсутствии истинно опухолеассоциированных антигенов. Применение NY-ESO-1 показало, что обнаружение в сыворотке крови антител против этого антигена при различных опухолях ассоциируется с появлением NY-ESO-1-специфических ЦТЛ и коррелирует с клиническим развитием болезни. Последнее проявилось в том, что высокий титр указанных антител выявляется у больных с распространенным процессом в случаях NY-ESO-1-положительных опухолей. Высокие титры антител к NY-ESO-1 в сыворотке крови сочетались с их появлением в моче.

В результате исследования больных с различными глиомами выявлен антиген GLFA-2, который авторы рассматривали как возможный диагностический маркер.

Факт обнаружения антител к опухолевым антигенам в сыворотке крови онкологических больных сделал важным не только вопрос об идентификации опухолевых антигенов, но и вопрос о возможности выявления связи между титрами противоопухолевых антител и особенностями течения процесса.

При исследовании антител у больных, опухолевые клетки которых экспрессировали NY-ESO-1 и имели различный гистологический тип, в сыворотке крови всех больных выявлены антитела к этому антигену. Отмечено, что титры указанных антител коррелируют с прогнозом. Титр антител NY-ESO-1 изменялся под влиянием лечения, а его повышение сочеталось с прогрессией опухоли. Этот факт дал основание заключить, что титры анти-NY-ESO-1-антител коррелируют с эволюцией NY-ESO-1-позитивных опухолей.

Новые данные иллюстрируют еще одну важную возможность использования антител — идентификация генетических изменений в опухолевой клетке, характерных для злокачественного роста. Такие изменения могут приводить и к появлению новых антигенов, способных модифицировать предсуществующий иммунологический фон. Указанная возможность связана с генетической рекомбинацией опухолевых клеток, которая может быть достигнута в частности путем воздействия препаратов типа тамоксифена. В этом случае события развиваются по следующему сценарию: генетическая рекомбинация, появление новых антигенов, индуцирующих синтез антител, идентификация этих антигенов. Такие вновь образовавшиеся антитела, которые, как правило, появляются на более поздних этапах опухолевого процесса у больных со злокачественными новообразованиями, являются надежным инструментом выявления генетических изменений в опухолевой клетке, сопровождающих опухолевый рост, и дают основание констатировать опухолевую прогрессию.

Наряду с определением опухолеспецифических антител в литературе имеются сообщения и об определении естественных антител, в частности изотипа IgM, с выяснением их роли в реализации комплемент-зависимой цитотоксичности против различных опухолевых мишеней. В этих исследованиях показано, что количество IgM-антител в сыворотке крови больных с далеко зашедшим процессом было низким. Снижалась и цитотоксичность, которая восстанавливалась после лечения, что позволяет рассматривать уровень IgM как благоприятный фактор.

Несмотря на то что многие известные антигены индуцируют синтез противоопухолевых антител, не все из них в равной степени обладают такой способностью. Примером может служить астроцитома — опухоль, экспрессирующая различные антигены, но их способность к индукции синтеза антител выражена слабо, что, по предположению авторов, может быть связано с внутриопухолевыми иммуносупрессивными влияниями.

Выше отмечалось, что в литературе имеется большое количество работ, посвященных выявлению противоопухолевых антител, однако трактовка значения этих антител разноречива, что во многом обусловлено не только разнообразием использования методических подходов, но и рядом методических несовершенств. В связи с этим не представлялось целесообразным и возможным обобщать эти факты, а пришлось ограничиться лишь ориентацией на большие возможности современных методов исследования.

Рассматривая вопрос о клиническом значении антител, обнаруживаемых у онкологических больных, важно обратить внимание и на появление антител к антигенам, которые не являются опухолеассоциированными. Особый интерес с точки зрения клинической интерпретации представляют антитела против белка р53, который существует уже более 20 лет и объясняется тем, что при изучении анти-р53-антител выявлены достаточно четкие закономерности. Они проявляются, во-первых, в их связи с прогнозом течения заболевания, а во-вторых, с возможностью их использования для диагностики. В настоящее время известно, что анти-р53-антитела могут быть результатом ответа не только на мутации гена р53, что имеет место при многих опухолях, но и следствием повреждения гена.

Общая оценка значения определения анти-р53-антител, по данным большинства авторов, сводится к тому, что они являются достаточно надежным прогностическим маркером. Такой вывод убедительно иллюстрируют следующие примеры. Исследование характера корреляции между анти-р53-антителами параллельно с определением других опухолевых маркеров (РЭА, карбогидратный антиген — СА-1999) показало, что эти антитела являются независимым прогностическим маркером при многих опухолях. Несмотря на то что прогностическая значимость анти-р53-антител продолжает обсуждаться, их появление при таких опухолях, как рак кишечника, молочной железы, ротовой полости, желудка достаточно четко ассоциируется с плохим прогнозом.

Прогностическое значение анти-р53-антител при отсутствии мутаций отмечено и при немелкоклеточном раке легкого. Наличие анти-р53-антител и их сохранение в высоком титре после операции в большинстве случаев связано с распространенными формами рака, что позволяет использовать их для прогноза и определения групп риска при плоскоклеточной карциноме пищевода. Между тем при той же опухоли, согласно данным других авторов, выявление анти-р53-антител не коррелировало ни с какими клиническими параметрами (стадия процесса, степень дифференцировки, наличие метастазов, размер опухоли и др.). Следует отметить, что работы с подобной оценкой анти-р53-антител единичны.

Клиническое значение определения анти-р53-антител не ограничивается возможностью их использования для прогноза, поскольку имеются данные и об их диагностическом значении. Такие данные получены при исследовании колоректального рака (параллельно проводились сравнительная оценка результатов изучения доброкачественных опухолей, а также определение традиционных опухолевых маркеров). Показано, что анти-р53-антитела строго коррелировали с особенностями роста злокачественных опухолей (такой корреляции при аденомах не наблюдалось), а сероположительные результаты после удаления опухоли свидетельствовали о плохом прогнозе. Авторы пришли к заключению, что выявление анти-р53-антител можно рассматривать как генетический маркер для ранней диагностики, прогноза после лечения, а также дифференциальной диагностики с доброкачественными аденомами.

Нельзя обойти вниманием и тот факт, что анти-р53-антитела появляются и в предопухолевых состояниях, что показано на основании исследования предраковых поражений и рака плоскоклеточной карциномы ротовой полости. Динамика изучения анти-р53-антител свидетельствует, что их можно рассматривать либо как фактор высокого риска перехода в злокачественный процесс, либо наступления рецидивов.

Достаточно высокая степень надежности определения анти-р53-антител при различных опухолях явилась стимулом для получения и использования отдельных пептидов с целью выявления указанных антител. Такие пептиды выделены из иммунодоминантных эпитопов N-терми-нального участка р53 и показана их специфичность.

В последнее время появились сообщения о прогностическом значении определения антител и к другим антигенам опухолевых клеток, в частности к MUC1, который, как известно, вызывает клеточный и гуморальный ответы. При исследовании анти-МиС1-антител при раке поджелудочной железы показано, что они принадлежат к IgG- и IgM-изотипам, однако показатели выживаемости больных коррелировали только с количеством анти-MUC1-антител, представленных IgG-изотипом.

Приведенные данные позволяют заключить: 1) определение антител к опухолеассоциированным антигенам с высокой степенью достоверности может быть использовано для идентификации различных антигенов опухоли; 2) изучение прогностического значения противоопухолевых антител нуждается в дальнейшем накоплении данных; 3) наличие анти-р53-антител в подавляющем большинстве случаев отражает особенности течения процесса и поэтому может быть использовано для оценки прогноза.

Категория: Иммунология злокачественного роста | Просмотров: 382 | Добавил: Serxio1103 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar