Главная » 2015 » Ноябрь » 8 » Анатомо-физиологические особенности детского возраста
19:36
Анатомо-физиологические особенности детского возраста

Ребенок отличается от взрослого не только размерами тела, но строением и функциями отдельных органов и систем.

Основной особенностью ребенка является непрерывный рост и развитие, органы которого постоянно совершенствуются. Все это связано с таким же непрерывным развитием его центральной нервной системы и в первую очередь с развитием коры головного мозга. Центральная нервная система к моменту рождения не является еще достаточно зрелой. Основной особенностью ее является функциональная неорганизованность коры больших полушарий, которая тем больше, чем моложе ребенок, и которая в процессе роста и развития скоро достигает своего полного совершенства.

Наряду с этим и рецепторные системы ребенка также функционально несовершенны и постепенно и последовательно достигают своей функциональной физиологической зрелости.

Несмотря на то, что головной мозг новорожденного относительно очень велик (по отношению к весу тела (в 5 раз больше, чем у взрослого), тем не менее он к моменту рождения функционально и морфологически еще не закончен в своей организации и этим отличается от мозга взрослого, у которого в процессе длительного эволюционного развития мозг приобретает сложное строение и функции.

Более законченным в своем развитии является спинкой мозг, и при появлении на свет ребенка у него уже имеется возможность для осуществления первоначальных рефлекторных движений; нервная же ткань головного мозга еще недостаточно развита; особенно недоразвита к моменту рождения ребенка кора головного мозга, являющаяся наиболее важной частью головного мозга, центром высшей нервной деятельности. Если новорожденный и проявляет себя как живое существо своими движениями и наличием у него некоторых врожденных рефлексов, то это обусловливается у него функцией мозговых центров той части головного мозга, которая находится вне коры, в нижележащих частях мозга — в подкорковой области.

Как известно из физиологии центральной нервной системы, разработанной гениальными русскими учеными И.М. Сеченовым и И.П. Павловым, вся деятельность человека проявляется в развитии у него ряда безусловных и условных рефлексов.

Такие пищевые рефлексы, как сосание, слюноотделение и пр., уже имеются у ребенка с рождения, эти рефлексы называют врожденными или, иначе, безусловными. Такими врожденными и безусловными рефлексами являются у новорожденного еще в периоде утробной жизни двигательные рефлексы. Осуществление таких рефлексов совершается без участия коры головного мозга; для этого нужно лишь одно, чтобы имелись чувствующие приборы на поверхности слизистой или кожи, которые по чувствительным нервным волокнам передают раздражение непосредственно к мозговым двигательным центрам, откуда по двигательным нервным волокнам идет как бы приказ к определенному движению или выделению пищеварительными органами тех или иных пищеварительных соков. Кора головного мозга в этих актах, исходящих из центральной нервной системы, участия не принимает. По мере роста и развития ребенок все больше и больше входит в общение с окружающей его внешней средой и начинает воспринимать различные вкусовые, звуковые, световые и другие раздражения; постепенно проявляется функция коры головного мозга, к тому времени уже более или менее созревшей.

У ребенка начинают вырабатываться новые, приобретенные рефлексы; эти рефлексы называются условными. В то время как безусловные рефлексы являются врожденными и передаются по наследству, приобретенные условные рефлексы вырабатываются в течение жизни и являются строго индивидуальными. В дальнейшем они могут закрепляться и передаваться по наследству.

Когда ребенок получает какую-либо пищу, то она, раздражая нервные окончания слизистой рта и языка, будет каждый раз вызывать слюноотделение, а также отделение других пищеварительных соков, необходимых для переваривания пищи. Выделение слюны в этих случаях является врожденным безусловным рефлексом, и кора головного мозга в этом акте участия не принимает. Ho через некоторое время у ребенка начинает появляться тот же пищевой рефлекс (слюноотделение) еще раньше того, как пища попадает ему в рот, для этого ему достаточно будет только увидеть знакомую пищу или ощутить ее запах. Появление слюноотделения в таких случаях будет уже условным рефлексом; для выявления его не требуется прямого раздражения пищевого центра; сначала от вида или запаха пищи появляется раздражение цветовых или вкусовых клеточек-анализаторов в коре головного мозга, а затем уже путем возникающих в головном мозгу условных связей коры головного мозга с пищевым центром продолговатого мозга происходит раздражение этих центров, а оттуда по центробежным нервным волокнам раздражение идет в слюнные железы и начинается слюноотделение.

Такого рода условные пищевые рефлексы могут образоваться лишь на основе безусловных рефлексов; образование их будет происходить только в том случае, если ребенок уже несколько раз видел или ощущал запах пищи, причем эта пища сейчас же попадала к нему в рот. Если же этого совпадения приема пищи и ощущения ее цвета или запаха не было, т. е. ребенок еще ни разу не брал в рот данный пищевой продукт, то образования условного пищевого рефлекса — слюноотделения — до попадания продукта в рот ребенку не будет. Так, если ребенку, ни разу не пробовавшему лимона, показать его, то внимание ребенка будет привлечено цветом и формой лимона и условного рефлекса слюноотделения не получится. Стоит только дать ребенку несколько раз попробовать лимон, а затем только показать его, — даже при одном виде лимона у ребенка начинает появляться обильное слюноотделение. У взрослых, как мы знаем, одно только упоминание о лимоне или мысль о нем может уже вызвать слюноотделение.

В дальнейшей жизни ребенка, а потом уже и взрослого, будет вырабатываться множество условных рефлексов на самые разнообразные раздражители, исходящие как из внешней, так и из внутренней среды организма — с различных внутренних органов.

Условные рефлексы являются временными, они иногда легко возникают, но так же легко и исчезают. Однако, как указывает И.П. Павлов, при некоторых определенных условиях в процессе развития условные рефлексы могут передаваться по наследству и переходить в безусловные. Как показали наблюдения советских физиологов, образование условных рефлексов у ребенка отмечается в конце внутриутробного периода и с рождением, особенно со второго месяца жизни, но круг образования их еще ограничен.

С этого времени ребенок начинает, например, различать вкус (сладкое, соленое, кислое, горькое), реагирует и на некоторые запахи, начинает различать цвета, а потом и лица окружающих (узнавать мать). Появление реакции на вкус, цвет доказывает, что к этому времени кора головного мозга уже созрела для высшей нервной деятельности ребенка и для дальнейшего прогрессирующего ее развития.

Учение великого физиолога И.П. Павлова о высшей нервной деятельности и роли влияния среды на развитие центральной нервной системы и особенно коры головного мозга дало нам много для понимания того, что нормальный рост и развитие ребенка зависят от правильной организации внешней среды, окружающей ребенка, от условий воспитания его, ухода за ним и полноценного вскармливания его.

Наблюдения ученика И.П. Павлова Н.И. Красногорского показали, что питание ребенка в значительной мере влияет на выработку у него условных рефлексов, а следовательно, и на правильную функцию коры головного мозга. Доказано также, что дети, не получающие нормальных раздражений из внешней среды, живущие без необходимых им впечатлений, резко отстают не только в умственном отношении, но и их физическое развитие стоит па уровне ниже нормального.

Центральная нервная система, в первую очередь кора головного мозга, являющаяся главным представителем и распределителем всех функций растущего организма ребенка, тонко реагирует па неблагоприятные условия жизни и воспитания ребенка; забота о создании для ребенка нормальных условий для роста и развития его является первейшей задачей нашего государства и всей советской общественности.

Категория: Детские болезни | Просмотров: 319 | Добавил: Serxio1103 | Теги: ребенок, Анатомо-физиологические особенности | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar