Главная » 2015 » Октябрь » 5 » Борьба с условным рефлексом
14:22
Борьба с условным рефлексом

К сожалению, она от природы удается не всем людям. Условные рефлексы обычно выработать проще, чем побороть. Они окружают нас повсюду и нередко вредят нашему здоровью. Например, привычка есть. В оригинале, человек должен испытывать голод после напряженной умственной или физической работы. Он не должен испытывать голод просто при виде того, как едят другие, или аппетитного блюда на столе. А если даже эта «маленькая слабость» ему не чужда, он должен обладать достаточно сильной волей для того, чтобы отказаться от объективно не нужного ему соблазна. Но часто ли нами в таких случаях управляет рассудок? Риторический вопрос.

А между тем у людей, которые прислушиваются к потребностям своего тела особенно редко, быстро формируется ожирение. Жировые клетки выделяют вещества, предохраняющие их от разрушения на сахар и воду. Вещества, позволяющие жировым тканям неограниченно разрастаться, – адипоцитокины. А этот механизм самозащиты заключается в подавлении активности гормона инсулина, который синтезируется в поджелудочной железе. У страдающих ожирением людей он продолжает вырабатываться. Но он утрачивает свою биологическую ценность и перестает выполнять свои функции. И у больного наступает приобретенный, инсулиннезависимый сахарный диабет. Диабет, который пациент, что называется, вырастил у себя сам, по доброй воле…

Налицо крайне распространенный и вредный для здоровья условный рефлекс. Реакция, обусловленная не физиологической или моральной потребностью, а привычкой. Точно с такой же проблемой сталкиваются люди, не умеющие, что называется, расслабляться – во всех смыслах этого слова. Способность варьировать реакции своего мозга и тела в точной зависимости от окружающих обстоятельств – это дар, и дар довольно редкий. Большинство людей в обычных, знакомых хотя бы отчасти условиях ведут себя типично, по выработанной ранее схеме. И точно так же склонны вести себя отдельные органы человеческого тела. И даже их системы – желудочно‑кишечный тракт, сердечно‑сосудистая, слуховой аппарат, благодаря которому мы так часто «пропускаем мимо ушей» все самое важное из неприятного для нас…

Мышцы, постоянно пребывающие в сжатом или расслабленном состоянии, не могут переходить в противоположное состояние с такой же скоростью, как здоровые. Мы только что наблюдали этот эффект на примере с затекшей спиной. Так какие у нас основания ждать от глазных мышц немедленной и самостоятельной релаксации после окончания работы, если мышцы спины к ней неспособны? Оттого завершать работу глаз следует так же, как и разгрузку товарных вагонов, – небольшой растяжкой, разминкой и массажем.
В завершение допустимо сделать аппликацию какого‑нибудь прохладного предмета на глазницы и область скул. Ее следует наносить ненадолго – буквально на 1–2 мин. Во‑первых, потому, что эта мера обладает косвенной, слабой эффективностью. В отрыве от прочих вариантов расслабления она бесполезна. И даже приносимое ею облегчение сохранится не больше чем на минуту после снятия компресса. А во‑вторых, ее низкая эффективность сочетается с угрозой переохлаждения тканей глаза, глазницы и гайморовых пазух, расположенных сразу под скулами, вдоль крыльев носа. Иными словами, не хватало нам еще простудиться и получить воспаление вместо лечения… Поэтому здесь не стоит проявлять особое рвение ни с температурой компресса, ни со временем его наложения – лучше сделать акцент на разминочной части.

А вот оставшаяся часть борьбы с рефлексом – самая сложная. Потому что она требует полного сосредоточения и усилий воли, как при медитации. Особенно тяжело она дается людям с уже развитыми нарушениями зрения. Глаза таких больных напрягаются постоянно – все чаще и сильнее, по мере прогрессирования патологии. В таких случаях лучший вариант заставить мышцы расслабиться – это не смотреть после гимнастики вообще ни на что. Ни на дальние предметы, ни на ближние.

Хороший результат может дать прослушивание перед сном расслабляющей музыки – лежа на спине, закрыв глаза или накрыв их специальной темной маской. Перед надеванием маску можно согреть. Без музыки допустимо и обойтись – она здесь только помогает не заснуть раньше времени. Что особенно актуально в нашем случае, когда сеанс осознанной, так сказать, релаксации не должен занять менее 15 мин. Внимание должно быть сосредоточено на всей фронтальной области головы – начиная от скул и заканчивая родничком на макушке.

Нам следует постараться добиться полного расслабления мышц лица и головы – включая челюстные, затылочные и окологлазные. А для этого на них нужно сосредоточиться настолько четко, чтобы физически ощущать каждое волокно и его состояние. Голова и шея при выполнении упражнения могут занимать любое положение – в потолок, на боку, чуть назад или чуть вперед. Неизменных условий здесь два.

1. Подушку следует уложить так, чтобы на нее опирался и затылок, и вся шея. Правильное положение шеи и головы – это когда в шейных, затылочных и плечевых мышцах не ощущается ни малейшего напряжения.

2. В комнате или под маской должно быть темно настолько, насколько это вообще возможно.
Речь идет о чисто медитативном приеме, взятом из восточных альтернативных практик. В этом и состоит основная его сложность – в умении отвлечься от всего остального и сконцентрироваться на одном‑единственном участке нервной цепочки.

Для облегчения этой задачи подойдут любые средства: музыка (в том числе для медитаций), ароматизированные свечи, курительные палочки, успокоительное, полная тишина, наконец. Наша задача‑максимум в данном случае – добиться эффекта, который называется «наивным взглядом». Это взгляд непривычно широко раскрытых глаз – без нахмуренных бровей и неослабного прищура во наружных уголках. Нас сейчас никто не видит, так что внешняя сторона вопроса не должна нас беспокоить.

«Наивный взгляд» – это и есть нормальное, естественное состояние окружающих глазное яблоко мышц. В этом отношении он отражает отнюдь не отсутствие жизненного опыта и даже не удивление (нарочно принятое положение век здесь не подходит). Он отражает способность глазных мышц как сокращаться по мере надобности, так и расслабляться после ее исчезновения. Способность, которая покидает их по мере взросления – то есть роста нагрузок на глаза. Добившись эффекта «наивного взгляда», нам необходимо зафиксировать его и постараться сохранить столько времени, сколько у нас получится. Чем дольше – тем лучше.

Офтальмолог со стажем У. Бейтс еще в 20‑е годы ХХ века предложил методику получения черного поля. Под черным полем подразумевается то, что мы видим перед собой, когда закрываем глаза. Абсолютное большинство людей видит при этом разноцветные пятна, кружочки, вспышки и т. д. Факт тот, что так сразу увидеть черный фон перед закрытыми глазами удается одному человеку на несколько миллионов.

Эти цветные полосы, пятна, иные формации являются отражением активности наших зрительных нервов и коры головного мозга. А степень интенсивности их появления напрямую связана с активностью головного мозга в данный момент. Разумеется, пока кора проявляет повышенную активность, ей, образно говоря, есть над чем подумать. А способны ли мы к расслаблению в моменты, когда голова занята самыми разными проблемами?..

Так выглядит видимая часть взаимосвязи между активностью ЦНС и релаксацией. По степени черноты поля перед закрытыми глазами мы можем самостоятельно судить, насколько успешны применяемые нами методы расслабления. Что до самого автора этого комплекса, то он предлагает действовать по принципу обратной связи. То есть дает ряд приемов, позволяющих добиться все большей черноты поля перед закрытыми глазами. Подразумевая при этом, что по мере углубления черного цвета и активность коры будет снижаться.

Методика получения черного поля

Делается это так. Мы опускаем веки и дополнительно накладываем на них ладони или надеваем маску для сна. Веки должны свободно двигаться как под маской, так и под ладонями – давление на глазные яблоки здесь недопустимо. Затем нам нужно представить себе абсолютно черный цвет. И букву этого цвета посреди разноцветного поля, что стоит у нас перед глазами сейчас. Дыхание должно быть равномерным, спокойным, а поза – удобной, расслабленной. Далее силой воображения нам нужно либо замостить этой буквой все поле зрения под веками, либо растянуть ее… Словом, как угодно, лишь бы не утратилось представление о нужном цвете. Конечная точка упражнения – достижение искомого абсолютно черного цвета.

Однако полная правда о напряжении глазных мышц не исчерпывается одной психологией и напряжением коры. Объективно, снижая ее активность, мы рискуем нарушить целый ряд чисто физиологических процессов – перистальтику, метаболизм, синтез ряда гормонов, сердечный ритм. К тому же, как и было сказано, львиная доля усталости глаз приходится на вполне нормальное, только сильно затянувшееся напряжение их мышечных волокон. А это – не психология. Это – чистая физиология, имеющая к работе коры лишь косвенное отношение. Ведь мышечный спазм образуется реакцией самого волокна на раздражитель. Этот раздражитель может поступить по рефлекторной дуге из головного мозга. Но может поступить и из совершенно другого источника. Например, из локально защемленного участка нейрона или воспаления из‑за застоя крови. Оттого мы рекомендуем использовать методику создания черного поля только в границах ее реальных возможностей. А именно, для первичного расслабления, сосредоточения и контроля уровня нашей готовности.

Автор: И. Исаева

 

Категория: Болезни глаз и восстановление зрения | Просмотров: 307 | Добавил: Serxio1103 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar