Главная » 2015 » Ноябрь » 8 » Органы чувств ребенка
20:22
Органы чувств ребенка

Органы чувств составляют часть единой системы анализаторов, учение о которых разработано И.П. Павловым.

И.П. Павлов выделил в системе анализаторов периферическую, или воспринимающую, часть, проводниковую и центральную часть, находящуюся в коре, и рассматривал их как единую систему. По этому учению, органы чувств относятся к периферической части (рецепторам), воспринимающей внешние раздражения и передающие их по проводниковой части в центральную часть — кору больших полушарий. В коре головного мозга происходит тончайший анализ и синтез поступающих возбуждений, которые и воспринимаются как ощущение (слуховое, зрительное, вкусовое и пр.).

Слух. У новорожденного орган слуха недостаточно развит, проводимость слухового раздражения у него происходит главным образом через костную ткань, так как к моменту рождения барабанная полость еще заполнена слизистой (амниотической) жидкостью, которая мешает проводимости звука. По мере рассасывания этой жидкости и заполнения полости среднего уха воздухом развивается и острота слуха. Новорожденный реагирует лишь на громкие звуки вздрагиванием; с 4 месяцев ребенок поворачивает голову на громкий звук, после года слух уже хорошо развит. Наружный слуховой проход у новорожденного узок, остов его состоит не из костной ткани, а из хрящевой. Пространство между верхней и нижней стенкой слухового прохода у новорожденных имеет вид узкой щели, отчего при заболеваниях уха у них происходит задержка гнойных выделений из уха. Особенностью у новорожденных и детей первых месяцев жизни является еще и то, что евстахиева труба, выходящая одним отверстием в полость носоглотки, короткая и широкая, что способствует более легкому проникновению инфекции из носоглотки в среднее ухо.

Зрение. Новорожденный ребенок видит с первых дней своей жизни. Глазные яблоки у него сравнительно велики. Кривизна роговицы у него более значительно выражена и хрусталик имеет более выпуклую форму. Глаз у новорожденного дальнозорок, аккомодация несовершенна, и это не позволяет получить на сетчатке отчетливого изображения. До 2—3 недель движения глаз некоординированы, нет также координации движений век с глазными яблоками. Фиксировать глазами предметы и следить за их движением ребенок начинает с 2 месяцев: с 4—5 месяцев ребенок уже сознательно рассматривает предметы. Co второго полугодия жизни дети уже различают цвета, а с 3 лет уже правильно называют их.

Новорожденный ребенок плачет без слез, слезоотделение появляется у него лишь с 2 месяцев жизни. Слезноносовой канал у детей первых месяцев жизни относительно широк, отчего у них чаще отмечается раздражение конъюнктивы и проникновение инфекции из полости носа.

Обоняние у новорожденного развито слабо, но резкие запахи (нашатырный спирт, уксусная кислота) воспринимаются как неприятные уже с первого месяца жизни. Носовые раковины узки и при малейшей набухлости слизистой оболочки носа создается непроходимость для воздуха.

На втором году жизни дети уже хорошо отличают различные запахи (приятные и неприятные).

Вкус у детей с первых дней жизни развит хорошо, они различают сладкое, горькое и кислое; с 4—5 месяцев вкусовые ощущения еще более развиваются. Нарушение вкуса бывает при некоторых заболеваниях; так, при рахите вкусовые рефлексы резко ослаблены.

Кожная чувствительность. У новорожденных уже имеется чувство осязания: при прикосновении к губам у них появляются сосательные движения. Чувствительной является также кожа ладони, подошв и лица.

Болевая чувствительность с первых недель жизни бывает несколько пониженной, однако на укол в области носа или рта ребенок реагирует уже со второго дня жизни в виде гримасы.

Температурная чувствительность у новорожденных развита хорошо: помещенный после рождения в более холодную среду внешнего мира, ребенок начинает кричать, дрожать и бледнеть, помещенный на грелку — успокаивается и кожа его розовеет.

Категория: Детские болезни | Просмотров: 330 | Добавил: Serxio1103 | Теги: ребенок, дети, органы чувств | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar