Главная » 2015 » Ноябрь » 8 » Органы пищеварения ребенка
20:21
Органы пищеварения ребенка

Морфологическое и функциональное развитие пищеварительных органов ребенка происходит соответственно с развитием его центральной нервной системы и основного регулятора всех жизненных процессов — коры полушарий мозга.

Все органы пищеварения в общей своей деятельности по переработке пищи находятся в зависимости друг от друга и под непосредственным влиянием центральной нервной системы. Пищеварительные органы ребенка работают с большим напряжением, так как непрерывный рост и развитие его требуют относительно большего количества питательных веществ по сравнению со взрослым.

Новорожденный и грудной ребенок имеют еще несовершенный аппарат пищеварения, и наиболее легкой для него пищей является молоко матери, которое обеспечивает ему доставку всех составных частей питательных веществ (белков, жиров и углеводов), необходимых для его роста и развития. С возрастом, по мере того как все более и более дифференцируются и развиваются органы пищеварения ребенка, его организм может перерабатывать и усваивать более грубую пищу.

Процессы переработки и переваривания пищи в пищеварительных органах (полость рта, желудок, кишечник) находятся в тесной зависимости от рода пищи и способности пищеварительных органов выделять необходимые пищеварительные соки и ферменты. Как показали работы И.П. Павлова, большую роль для процессов пищеварения как у взрослых, так и у детей играет наличие «страстного желания еды» — аппетита. «Аппетит при еде значит обильное отделение с самого начала еды сильного сока, нет аппетита, — пет и этого начального сока» (И.П. Павлов). Аппетит у ребенка появляется не только тогда, когда та или иная пища попадает к нему в рот, но и до этого. Уже при виде подготовлений матери или ухаживающего персонала к кормлению ребенка у него начинается выделение пищеварительного сока; такого рода пищеварительный сок вырабатывается, согласно учению И.П. Павлова, по закону условных рефлексов и обладает большой пищеварительной силой. И.П. Павлов назвал его «запальным соком».

Важно также, чтобы пища ребенку давалась в определенные часы, тем самым у него вырабатывается условный рефлекс на время и, как только будет подходить час кормления, у ребенка уже начнет вырабатываться и начальный пищеварительный сок; к этому времени и желудок уже освободится от предыдущей порции пищи.

Организм нуждается в постоянном поступлении пищи; однако питательные вещества в том виде, в котором они поступают в полость рта, не могут быть использованы организмом. Только одна вода, минеральные соли и витамины всасываются организмом в том виде, как они поступают, все остальные вещества (белки, жиры и углеводы) должны пройти сложный путь переработки: сначала они превращаются из твердого в полужидкое состояние, а затем подвергаются химическим изменениям. Химические изменения пищи происходят под влиянием особых веществ — ферментов, которые содержатся в пищеварительных соках Желудка и кишечника.

Разработка большинства вопросов пищеварения является заслугой великого русского физиолога И.П. Павлова. Своими наблюдениями над животными он показал закономерности, которым подчиняется вся деятельность органов пищеварения.

У новорожденного вполне развита способность сосания и глотания. Губы ребенка плотно захватывают сосок, челюсти вдавливают его, язык оттягивается кзади, нижняя челюсть опускается книзу, и благодаря отрицательному давлению молоко после нескольких сосаний поступает в рот ребенка и проглатывается. Слюнные железы в первые 3 месяца почти не функционируют, что вызывает сухость слизистой оболочки. Желудок лежит горизонтально и имеет изменчивую неправильную форму. Привратник замыкается хорошо, но вход в желудок (кардия) закрывается неплотно, чем и объясняются многочисленные срыгивания. Емкость желудка новорожденного равна до 100—150 мл жидкости, к 6 месяцам — около 200—300 мл, а к году — около 400—500 мл. Составные части желудочного сока (сычужный фермент, соляная кислота, пепсин, липаза) у ребенка те же, что и у взрослого. Количество соляной кислоты и сычужного фермента в желудочном соке новорожденного понижено по сравнению с количеством его у взрослых и медленно нарастает с возрастом. Поджелудочная железа вполне развита и функционирует, как у взрослого; она растет очень быстро (с 2,5 г при рождении до 50 г к периоду половой зрелости). Печень велика; нижний край ее на 2 см выходит из подреберья, а к году лежит на уровне края ребер; количество отделяемой желчи значительно меньше, чем у взрослого. Кишечник у ребенка относительно длиннее, чем у взрослого.

Кишечная флора. При внутриутробной жизни кишечник ребенка стерилен; в первородном кале (меконии) в первый день обычно не находят никаких микробов. С первым глотком воздуха в желудок и кишечник попадает масса разнообразных микробов; их можно найти в изобилии в испражнениях на второй и третий день жизни. Большинство бактерий находится в нижних отрезках тонких кишок и в толстых кишках. При наладившемся кормлении грудью в кишечнике появляется анаэробная флора из группы молочнокислых — В. bifidus (название bifidus — раздвоенная — дано потому, что в культуре бактерия имеет на конце раздвоение наподобие вилочки). Эти бактерии разлагают молочный сахар с выделением молочной кислоты и вызывают кислую реакцию испражнений. Как известно, для развития большинства бактерий необходима слабо щелочная реакция, благодаря же кислой реакции испражнений исчезают другие микробы. В. bifidus составляет около 90% всей кишечной флоры. Поэтому у детей, вскармливаемых грудью, гораздо реже наблюдаются расстройства пищеварения. При вскармливании коровьим молоком В. bifidus, по-видимому, не имеет благоприятных условий для развития и уступает место кишечной палочке (В. coli), причем реакция испражнений бывает уже слабо щелочная, более благоприятная для жизнедеятельности микробов.

Первородный кал — черного цвета, состоит из проглоченной околоплодной жидкости с клетками эпителия и отделяемым кишечных желез и желчи.

При кормлении грудью уже на 3-й или 4-й день от рождения испражнения, состоящие из непереваренных остатков пищи, большого количества бактерий и секрета желез, принимают золотисто-желтую окраску и кислый запах (вследствие образования молочной кислоты). Если ребенок вскармливается коровьим молоком, то вследствие большого количества казеина испражнения у него более плотные и светлые и имеют небольшой гнилостный запах (гниение белков). Однако надо помнить, что у 35% здоровых детей, вскармливаемых грудью и хорошо развивающихся, испражнения бывают зеленоватого цвета (так называемая физиологическая диспепсия).

Пищеварение грудного ребенка зависит от характера пищи. Грудное молоко, содержащее много альбуминов и мало казеина (альбуминное молоко), переваривается скорее (через 2 1/2 часа), чем содержащее много казеина коровье молоко (казеиновое молоко), которое переваривается 3—3 1/2 часа. Во рту молоко смешивается со слюной; начиная с 3-го месяца жизни в слюне появляется диастатический фермент (птиалин), переводящий крахмал (при вскармливании молочными смесями) в декстрин.

При попадании в желудок молоко свертывается сычужным ферментом; коровье молоко свертывается быстро, образуя грубые хлопья (казеин—кальций или творог), а грудное — медленно и образует мелкие хлопья. Сыворотка с частью белков и большей частью жиров поступает в двенадцатиперстную кишку, а казеин — кальций переваривается при помощи соляной кислоты и пепсина в желудке. Коровье молоко требует гораздо большего количества соляной кислоты вследствие большого количества белка. После переваривания образуются пептоны, поступающие в кишечник, где молоко подвергается дальнейшему перевариванию при помощи панкреатического сока, желчи и секрета кишечных желез; жиры благодаря липазе и желчи эмульгируются, а сахар подвергается действию различных ферментов (лактаза и др.). После переваривания пищевая кашица всасывается в тонких кишках, а непереваренные остатки поступают в толстые кишки, где происходит всасывание воды и уплотнение испражнений. Около 95% составных частей молока всасывается в кишечнике.

Значение пищи для ребенка. Белковые тела представляют пластический материал для построения клеток быстро растущего организма. Жир частью откладывается в подкожной клетчатке, частью сгорает вместе с углеводами в организме и является источником тепла и мышечной силы. Кроме того, углеводы и соли (хлористый натрий) вызывают задержку в организме воды, столь необходимой для жизнедеятельности всех тканей. Кальций и фосфор, содержащиеся в молоке, необходимы для правильного роста костей и деятельности центральной нервной системы. Ткани ребенка содержат большое количество воды и быстро теряют ее, поэтому необходимо пополнять ее запасы, особенно летом, и давать ребенку пить воду в промежутках между кормлениями.

Кроме того, для организма ребенка необходимы еще витамины.

Пища для ребенка, как и для взрослого, служит источником мышечной силы, теплообразования и является необходимой для образования новых клеток взамен отмирающих; кроме того, около 1/3 всей пищи расходуется на новообразование различных тканей. В первую четверть года для грудного ребенка требуется в сутки на 1 кг веса 120 калорий, во вторую — 110, в третью — 100 и в четвертую — 90 калорий. При дальнейшем росте ребенка число калорий уменьшается и доходит до 50 на 1 кг веса в периоде половой зрелости; 1 г белка и углевода дает 4,1 калории, а 1 г жира — 9,3 калории (калорией называется количество тепла, необходимое для подогревания 1 л воды на 1°). Суточное количество калорий в разном возрасте следующее: в возрасте одного месяца — около 400, 6 месяцев — около 700, 1 года — около 800, 6 лет — около 1300 и в периоде полового развития — около 2400.

Печень. Роль печени в акте пищеварения и обмене веществ очень велика. Основной ее функцией является выделение желчи, под влиянием которой усиливается действие всех ферментов и особенно резко — в 15—20 раз — жирорасщепляющего фермента (липазы). Желчь эмульгирует жиры, т. е. раздробляет их на мельчайшие частицы и тем самым увеличивает во много раз поверхность пищевого жира, что способствует более лучшему действию липазы.

Кроме того, печень является барьером, в котором задерживаются ядовитые продукты для организма, образующиеся в кишечнике в процессе пищеварения; печеночные клетки обезвреживают эти вещества, переводят их в неядовитые, которые потом, попадая в кровь, удаляются из организма через почки.

Печень новорожденного по своим размерам относительно велика, нижний край ее на 2 см выходит из подреберья, а к году лежит на уровне края ребер. До 5—6 лет печень еще в норме, прощупывается у ребенка, всякое же увеличение печени и прощупывание ее в полости живота в более позднем возрасте указывает на патологическое состояние ее.

Количество отделяемой желчи у новорожденного и ребенка в последующие месяцы невелико; до 5—6 лет развитие печеночных клеток еще не закончено.

Категория: Детские болезни | Просмотров: 312 | Добавил: Serxio1103 | Теги: ребенок, дети, органы пищеварения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar