Главная » 2015 » Ноябрь » 8 » Питание детей старше года
20:43
Питание детей старше года

При построении питания для ребенка старше года пользуются выработанными нормами, указывающими, сколько в данном возрасте ребенку нужно в сутки белков, жиров, углеводов.

В 1951 г. Министерство здравоохранения бывш. СССР утвердило разработанные Институтом питания Академии медицинских наук бывш. СССР нормы питания для детей, которые и приводятся ниже (табл. 10).

Потребность в минеральных веществах: с пищей ребенок должен получать в сутки кальция 1 г, фосфора 1,5—2 г, железа 0,15—0,2 г, хлористого натрия в сутки из расчета 0,05 на 1 кг веса.

Минеральные вещества: 1) в продуктах животного происхождения (молоко, мясо, яйца); 2) в зерновых продуктах (крупа, хлеб); 3) в овощах и зелени.

Потребность в воде: в то время как взрослые и дети старшего возраста нуждаются в жидкости не менее 40—50 мл на 1 кг веса, для детей раннего возраста потребность в воде составляет не менее 100—150 мл.

Суп как жидкий пищевой продукт в зависимости от возраста дается в следующих количествах: в возрасте от 1 года до 3 лет не более 200—250 мл, от 3 до 8 лет — 300—350 мл, школьникам — 350—500 мл.

Пить нужно приучать детей маленькими глотками, так как питье «залпом» приводит к усилению деятельности сердечнососудистой системы.

Число кормлений детей в возрасте старше года — 4 раза в день.

Прием пищи для здоровых детей в домашних условиях в течение дня должен распределяться следующим образом: утренний завтрак 25—30%, обед 40—50%, полдник 10—15% и ужин 15—20% суточного рациона.

Для школьников при наличии в школах горячих завтраков прием пищи несколько меняется: утренний завтрак 15—20%, в 11 —12 часов дня второй завтрак — 25% (школьный завтрак), обед — 40% и ужин 20% суточного рациона. При составлении дневного меню пользуются таблицами химического состава и калорийности различных продуктов (табл. 11).

Белковую пищу (мясо, рыбу, бобовые) нужно давать ребенку в утренние и дневные часы; вечером следует давать легкую пищу; нельзя давать детям за ужином мясо или рыбу.

Маленьким детям дают 75% белого хлеба и 25% черного, школьникам — 50% белого и 50% черного.

He менее важным является также обеспечение потребности ребенка в витаминах. Они нужны не только для того, чтобы противодействовать развитию в организме различного рода авитаминозов, но также для того, чтобы противодействовать инфекционным заболеваниям.

В этом отношении особенно важна роль витамина А, который ребенок получает с морковью, яйцами, молоком, сливочным маслом и другими продуктами.

Витамин С ребенок обычно получает в виде сырых фруктов и овощей и их соков.

Витамины группы В, находящиеся в мясе, кефире, твороге, бобовых растениях и крупах, являются также необходимыми, так как они играют большую роль в деятельности нервной системы ребенка.

Витамин D, необходимый для правильного костеобразования и противодействующий развитию рахита, ребенок получает в жирах, яйцах и других животных продуктах.

Питание детей в возрасте от 1 года до 3лет. Этот возраст характеризуется тем, что у ребенка развиваются зубы (молочные). Он начинает ходить, делается гораздо подвижнее. Поэтому для таких детей необходима пища, содержащая более грубые продукты. Ho так как весь жевательный аппарат и функция пищеварительных органов еще недостаточно развиты, пища должна быть дана в соответствующей этому возрасту обработке (в размельченном и протертом виде).

Набор продуктов для питания детей от 1 года до 3 лет может быть довольно разнообразным, но молоко составляет еще значительную часть пищи — от 500 до 600 мл; оно может быть дано частично в виде кефира, простокваши, творога. Даются всевозможные каши (манная, рисовая, пшенная, гречневая), запеканки. Супы можно давать мясные и овощные, заправленные крупой и овощами. Ребенку дают рыбу, мясо не более одного раза в день в рубленом и протертом виде (фрикадельки, котлеты, мясное пюре), яйца, не более одного через день. Дается картофельное пюре. Овощи нужно давать в измельченном виде (винегреты, пюре); при кулинарной обработке их нельзя долго держать на плите, так как при этом теряется значительное количество витамина С. Фрукты дают сырыми и в виде компотов, муссов, киселей. Хлеб употребляется белый, серый и черный; бутерброды с маслом, повидло; можно давать кофе с молоком; из сладостей — сахар, повидло, варенье, мед, мармелад.

Ребенок должен приучаться к опрятности и сам пользоваться ложкой, надевать фартук, мыть перед едой руки.

Питание детей в возрасте от 3 до 7 лет (дошкольный возраст). В этом возрасте зубной аппарат и акт жевания развиваются вполне, так что ребенок может употреблять твердую пищу. Белковая норма (около 3—4 г на 1 кг веса) должна быть обеспечена полностью. Навыки развиваются достаточно, так что дети могут самостоятельно справляться с едой и сидеть за столом вместе со взрослыми. Очень важен хороший уход за полостью рта и зубами (ребенок должен пользоваться зубной щеткой). Молока и молочных продуктов ребенок должен потреблять около 500 мл в день; в диету можно включать большее количество мяса и яиц; пища протирается и измельчается менее тщательно, чем в предыдущей группе. Дается хлеб белый, серый, черный; из напитков — жидкий чай, кофе; из сладостей — сахар, варенье, мед, мармелад. В большом количестве рекомендуются фрукты и овощи, бобовые растения, капуста, салат, шпинат, каши, кисели, компоты.

Питание детей в возрасте от 7 до 15 лет (школьный возраст). Пища школьника в значительной мере приближается к пище взрослого. Молока и молочных продуктов школьник должен потреблять не меньше 500 мл в день, мясо — 1—2 раза в день. Полноценные белки должны быть в достаточном количестве. Пища должна быть смешанного характера (мясо, овощи, фрукты), горячая — не менее 2 раз в день.

Во всех возрастах запрещаются раздражающие вещества — перец, горчица. Вино и пиво совершенно не разрешаются. Пища ребенка должна быть свежая, хорошо и вкусно приготовленная, достаточно разнообразная, ее нужно подавать в горячем виде.

В России большое значение приобрело общественное питание. Сюда относится питание ребенка раннего возраста в яслях, затем докорм, который ребенок получает из молочных кухонь, в консультациях, полное питание, которое ребенок получает в суточных яслях. В летнее время питание организовано в летних лагерях и детских колониях. Помимо этого, существуют специальные детские диететические столовые, питание на оздоровительных детских площадках, куда направляются дети с несколько ослабленным здоровьем. Широкое развитие детского общественного питания имеет громадное значение для оздоровления детского населения и играет большую роль в снижении детской заболеваемости и смертности. В организации питания ребенка большую роль играет обстановка, в которой происходит процесс кормления.

Согласно учению И.П. Павлова, большое значение для правильного переваривания и усвоения пищи имеет регулярность в кормлении, когда пищеварительный аппарат своевременно получает раздражение определенной интенсивности от того или иного рода пищи.

Как показали работы И.П. Павлова и его учеников, на выделение наиболее сильного, так называемого «запального», сока оказывает раздражающее действие вся обстановка и вид пищи.

У грудного ребенка, когда приходит время кормления, уже один вид раскрытой груди матери вызывает выделение этого сока.

У детей, получающих какую-либо молочную смесь или прикорм, вид бутылочки белого цвета и красного киселя способен вызвать выделение «запального» сока. Для правильной функции пищеварительных желез грудного ребенка состав пищи должен соответствовать способности этих желез переваривать ее.

Грудное молоко матери, а в дальнейшем и коровье молоко меньше всего требуют напряжения работы пищеварительных желез. Молоко и во всей дальнейшей жизни ребенка остается одним из важных продуктов питания.

Для детей более старшего возраста при организации питания, будь то в домашней обстановке или в детском коллективе, необходимо, чтобы пища была разнообразной, вкусно приготовленной. Процесс еды должен проходить в спокойной обстановке; большое значение имеет для возбуждения аппетита и вид обеденного стола.

В детских коллективах детей приучают накрывать на стол, для этого назначаются дежурные по столу. В качестве возбуждающих аппетит детям можно давать не очень острые закуски; редис, салат из зелени и овощи. Все это в значительной степени способствует выделению у них более активного желудочного сока. Необходимо, чтобы следующее блюдо во время обеда подавалось вовремя, без больших промежутков, иначе внимание ребенка начинает сосредоточиваться на другом и у него пропадает аппетит к дальнейшей еде.

Категория: Детские болезни | Просмотров: 351 | Добавил: Serxio1103 | Теги: питание детей, ребенок, дети | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar