Главная » 2015 » Ноябрь » 8 » Питание здорового ребенка
20:30
Питание здорового ребенка

Ребенок отличается от взрослого тем, что он растет и развивается, т. е. увеличивается масса его тела, он увеличивается в длину, его органы развиваются и совершенствуются. Чтобы эти процессы могли происходить правильно, ребенок должен постоянно получать извне питательный материал, из которого строятся клетки растущего организма, восполняются его потери и которые являются источниками тепла и энергии, необходимой для выполнения всех функций человеческого тела и его работы (движения, пищеварения, работы сердца, психической жизни). Пища ребенка и является таким питательным материалом; она состоит, как и пища взрослого, из воды, белков, жиров, углеводов, солей, витаминов. Все эти вещества входят в различных пропорциях в обычно употребляемые человеком пищевые продукты. Питание ребенка должно быть построено таким образом, чтобы питательные вещества удовлетворяли потребность в росте и давали достаточное количество энергии (тепла) для работы организма.

Для правильного развития ребенка необходимо, чтобы с пищей в его организм поступали все элементы, из которых состоит его тело. Известно, что в теле взрослого человека содержится около 60% воды, 14% белков, 20% жиров, 1% углеводов и 5% минеральных веществ.

В организме ребенка раннего возраста и особенно новорожденного воды содержится значительно больше — до 75%, и лишь 25% приходится на долю плотного остатка.

По мере роста и развития количество воды в теле ребенка уменьшается, а содержание плотных веществ соответственно увеличивается.

Белки являются основой всякой живой клетки. В их состав входит азот и они являются пластическим материалом, служащим для построения тканей, а отчасти и источником энергии. Как пластический материал белок в пище ребенка нельзя ничем заменить.

Белки содержатся в продуктах как животного, так и растительного происхождения, однако не все белки одинаково хорошо усваиваются организмом человека и особенно ребенка раннего возраста.

Существуют полноценные и неполноценные белки; к первым относятся белки животного происхождения (молоко, мясо, яйца), которые содержат все необходимые аминокислоты для построения клеток организма и по своему составу приближаются к белкам тела человека.

Белки растительного происхождения (крупа, хлеб, бобовые растения, овощи) содержат только некоторые необходимые для организма человека аминокислоты и не обеспечивают полноценного питания, особенно растущему организму ребенка.

В состав пищи взрослого человека входят белки как животного, так и растительного происхождения, но растущий организм ребенка нуждается в большем количестве белков животного происхождения, чем организм взрослого человека. Особенно это относится к детям раннего возраста, так как чем моложе ребенок, тем больше полноценного белка должна содержать его пиша.

При вскармливании грудью матери ребенок получает 2—2,5 г белка на 1 кг веса, что вполне достаточно, так как белок материнского молока является для него наиболее ценным продуктом и усваивается организмом значительно лучше. Ho если грудной ребенок вскармливается коровьим молоком, количество белка, поступающего в его организм, должно быть повышено до 4—5 г на 1 кг веса. Однако поступление белка в организм выше установленных норм приводит к нежелательным результатам: у ребенка ухудшается аппетит, иногда появляются диспептические явления, усиливается выведение азота с калом и мочой; в конечном счете это может привести к уменьшению задержки азота в организме, в результате чего правильный рост и развитие ребенка нарушаются.

Жиры являются источником энергии в организме; окисляясь, они образуют большое количество тепловой энергии. Кроме того, жиры должны откладываться в органах и тканях. Достаточно сказать, что у человека нет ни одного органа, в ткани которого не было бы жира. Жиры являются носителями витаминов A, D, E и К.

Большое участие в процессах обмена принимают жироподобные вещества — липоиды, в молекуле которых содержится фосфор. Они имеют большое значение для жизнедеятельности организма и являются активаторами внутриклеточных процессов.

Из липоидов наибольшую ценность представляют лецитины, играющие большую роль в нормальной функции нервной системы. В пищевых продуктах лецитины содержатся в молоке, сливочном масле, желтке яйца, икре и мозгах. Однако не все жиры, встречающиеся в природе, в одинаковой степени используются организмом ребенка. Лучше всего усваивается им жир женского молока; при вскармливании молоком матери процент усвояемости жира достигает 90—95. Жир коровьего молока усваивается в количестве 80—85%. Жир животного происхождения — сливочное масло — является наиболее полноценным жиром в пище ребенка, особенно раннего возраста, когда он перестает получать грудное молоко. К менее полноценным жирам животного происхождения относятся топленое коровье масло, маргарин, говяжье и свиное сало. Еще ниже в этом отношении стоят жиры растительного происхождения (подсолнечное, хлопковое и другие масла).

Чем моложе ребенок, тем в большем количестве должны входить в его пищевой рацион жиры животного происхождения. Дети раннего возраста, до 3 лет, должны получать с пищей лишь такие жиры, как сливочное масло. В пищу детей старше 3 лет, помимо сливочного масла, частично могут входить и другие животные жиры: топленое коровье масло, маргарин, сало, а также в небольшом количестве жиры растительного происхождения. Потребность в жирах тем больше, чем моложе ребенок.

Для лучшего усвоения жира в пищевой рацион должны входить и углеводы, причем в большем количестве в 2—3 раза, чем жиры.

Углеводы являются главными источниками образования в организме энергии и тепла. К ним относятся ряд крахмалистых и сахаристых веществ. Углеводы имеют большое значение в питании ребенка и потому, что они экономят белки, задерживая их разрушение в организме для образования энергии, и тем самым способствуют более полному использованию их для пластических процессов, происходящих в организме.

В большом количестве углеводы содержатся в хлебных продуктах, крупах, овощах, корнеплодах, ягодах, фруктах. Легче и быстрее всего организм усваивает сахар, который, будучи принят с пищей, быстро восстанавливает силы при утомлении и длительной физической нагрузке.

Грудной ребенок при естественном вскармливании получает 10—12 г углеводов на 1 кг веса; при искусственном вскармливании количество углеводов несколько увеличивается, до 12—14 г. Для детей старше одного года потребность в углеводах выражается в 12—15 г на 1 кг веса.

Углеводы из кишечника всасываются в кровь в виде глюкозы; избыток глюкозы в крови задерживается в печени, где происходит синтезирование ее в животный крахмал — гликоген. В печени образуется запас гликогена, который по мере необходимости при большой мышечной работе может поступать обратно в кровь, превращаясь снова в глюкозу, и в таком виде используется для нужд организма.

Помимо того, что углеводы накапливаются в виде гликогена в печени, последний содержится и в мышцах, но в значительно меньшем количестве. Избыточное образование гликогена в печени и мышцах в редких случаях проявляется в виде особого заболевания, так называемой гликогенной болезни. Наоборот, избыточное количество глюкозы в крови дает клиническую картину сахарного диабета.

Минеральные вещества. Помимо белков, жиров и углеводов, в пищу человека должны входить и неорганические, или минеральные, вещества: кальций, натрий, калий, фосфор, железо, медь, йод, сера и др., являющиеся необходимыми составными частями клеток и тканей организма; некоторые из них входят в состав костного скелета. Все эти вещества находятся в организме в растворенном состоянии. Минеральные соли принимают большое участие в водном обмене и оказывают влияние на белковый и жировой обмен.

Для организма ребенка наибольшее значение имеет достаточное поступление с пищей солей кальция, фосфора и железа. Соли кальция, потребность в котором определяется в количестве 1 г в сутки, необходимы организму ребенка для построения костей скелета. Наиболее богаты кальцием молоко, сыр, яичный желток, фасоль, цветная капуста и некоторые другие продукты питания.

Фосфор входит в состав нервной ткани и других клеток организма; он нужен также и для формирования костной ткани. Потребность в фосфоре составляет 1,5—2 г в сутки. Фосфор содержится в молоке, яичном желтке, печени, мясе, в бобовых растениях, пшене и др.

Железо необходимо для построения красящего вещества крови — гемоглобина, являющегося носителем кислорода к тканям. Суточная потребность железа составляет 15 мг. К продуктам, богатым железом, относятся; яичный желток, мясо, печень, почки, ржаной и пшеничный хлеб из муки грубого помола и др.

Натрий и калий находятся в организме в виде хлористых, двууглекислых и фосфорнокислых соединений, которые используются организмом для нейтрализации кислых продуктов обмена веществ. Хлористый натрий (поваренная соль) необходим для образования в желудке соляной кислоты, которая принимает большое участие в процессе пищеварения. Средняя потребность в поваренной соли составляет 10—15 г в сутки. При усиленной мышечной работе, беге, ходьбе, повышении потоотделения потребность в поваренной соли увеличивается, и тогда требуется добавочный прием соли во время еды.

Такие минеральные вещества, как йод, сера, медь, магний и др., требуются для организма в очень небольшом количестве; однако даже весьма минимальное количество их, исчисляемое в тысячных, десятитысячных, а иногда и в еще меньших долях грамма, является крайне необходимым в процессе обмена и жизнедеятельности организма.

Все необходимые минеральные вещества обычно находятся в достаточном количестве в той пище и воде, которую принимает взрослый или ребенок. В некоторых местностях, где водные источники не содержат йода в нужном количестве, в рацион питания необходимо вводить в небольшом количестве и это минеральное вещество; в противном случае функция щитовидной железы нарушается (отмечается недостаточное выделение ее гормона) и развивается заболевание ее — эндемический зоб, при котором отмечается значительная отсталость в развитии умственных способностей, приводящая к особого рода идиотии. Детский организм обеспечивается всеми необходимыми ему минеральными веществами, находящимися в достаточном количестве в молоке, яйцах, мясе, овощах и фруктах.

Вода. Выше уже указывалось, что организм ребенка в период новорожденности содержит в своих тканях значительно большее количество воды, чем организм взрослого человека, а потому и потребность его в воде больше. Вода входит в состав всех тканей, в том числе и костной, и составляет главную часть тканевой жидкости и всех секретов и экскретоз. Все процессы, происходящие в организме, связаны с наличием воды. Потребность человека в воде зависит от возраста и выполняемой им работы.

Новорожденный ребенок должен получать 150—160 мл воды на 1 кг веса, в возрасте 6 месяцев количество требующейся организму воды снижается до 120 мл, к одному году — до 100 мл, к 2 годам — до 90 мл, а в возрасте 12—13 лет — до 40—45 мл на 1 кг веса.

Около 1/6 всей требующейся организму жидкости доставляется ему с жидкой и частично плотной пищей; все остальное количество он получает в виде питьевой воды, чая и других напитков. При усиленной мышечной работе (бег, быстрая ходьба), а также во время жары потребность в воде значительно увеличивается. Водное голодание, особенно в период раннего детства, человек переносит очень тяжело.

У ребенка недостаток воды в организме может быть вызван усиленной потерей ее при рвоте, поносе, повышенном потоотделении, что весьма вредно отражается на состоянии здоровья ребенка. Вот почему одним из неотложных мероприятий в таких случаях является своевременное возмещение потери жидкости путем введения ее в виде питья, клизм из физиологического раствора, а иногда и путем подкожного или внутримышечного вливания физиологического раствора или раствора Рингера и 5% глюкозы.

Категория: Детские болезни | Просмотров: 572 | Добавил: Serxio1103 | Теги: ребенок, дети, питание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar