Главная » 2015 » Ноябрь » 8 » Развитие двигательных умений и психики ребенка
20:25
Развитие двигательных умений и психики ребенка

Развитие двигательных умений у здорового ребенка непосредственно связано с развитием центральной нервной системы — коры больших полушарий и в значительной степени связано с условиями среды и воспитания ребенка. Задержка в развитии психики может отмечаться у небольшой части детей от аномалий развития центральной нервной системы и от перенесенных ребенком заболеваний центральной нервной системы в период как внутриутробной, так и внеутробной жизни.

Однако и в этих случаях организация правильного режима и своевременного лечения ребенка может в значительной степени смягчить патологические отклонения в развитии центральной нервной системы ребенка. Здоровый новорожденный ребенок беспомощен, его движения беспорядочны, он не может изменить положения своего тела. Мышцы его как бы скованы (физиологическая гипертония мышц). У новорожденного нет координации движений глаз; нередко отмечается косоглазие, которое в дальнейшем (через 1—1 1/2 месяца) исчезает, и он начинает фиксировать глазами яркие предметы.

В возрасте 1 месяца ребенок вздрагивает при звуке, на лице его появляется улыбка и он начинает произносить какие-то неопределенные звуки, пытается поднимать голову.

В возрасте 2 месяцев он уже держит голову, следит глазами за двигающимися предметами, улыбается в ответ на тормошение, улыбку и разговор с ним взрослых.

На 3-м месяце ребенок поворачивается на звук, лежа на животе, поднимает голову и верхнюю часть туловища, опираясь на локти; лежа на спине, поворачивается на бок.

Движения рук ребенка становятся более целесообразными и свободными: он тянется к игрушкам, берет предметы в рот. Открывает рот, когда видит грудь матери или бутылочку с молоком. Звуки, которые к этому времени издает ребенок (гуление), становятся более разнообразными. В хорошем настроении он смеется, а криком выражает свое неудовольствие.

В возрасте 4 месяцев у ребенка исчезает физиологическая гипертония мышц нижних конечностей, движения его становятся еще более свободными; лежа на животе, он приподнимается на руках, опираясь на ладони; хорошо удерживает в руках предметы. Начинает издавать певучие и гортанные звуки, плачет, когда недоволен чем-нибудь.

В возрасте 5 месяцев ребенок хорошо уже знает мать, различает чужие лица. Хорошо сидит, придерживаясь за что-либо руками, однако позвоночник при сидении все еще согнут и легко подвижен. Взятый под мышки ребенок начинает стоять прямо; хватает предметы, удерживает их в руках и берет в рот.

В возрасте 6 месяцев ребенок переворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, пытается ползать; переступает ногами при поддержке его за грудь. Начинает произносить слоги «ба», «ма».

В возрасте 7 месяцев ребенок поднимается на четвереньки, начинает самостоятельно ползать, встает на колени в кровати, цепляясь рукой за сетку кровати или за барьер манежа. Тянется к матери и знакомым лицам, произносит не отдельные слоги, а повторяет подряд по нескольку раз: «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и т. д.

В возрасте 8 месяцев ребенок самостоятельно садится, встает, держась руками за кровать. Мимикой начинает выражать удивление и интерес при виде новых игрушек и предметов. Поддерживаемый за руки, пытается ходить.

В возрасте 9 месяцев ребенок хорошо ходит за каталкой или поддерживаемый за обе руки. Начинает собирать мелкие предметы; следит за бросанием предметов.

В возрасте 10 месяцев начинает произносить первые простые слова «мама», «баба»; реагирует на ласковый и сердитый голос; называет односложно некоторые игрушки, изображающие животных; «му» — корова, «ав» — собака.

В конце первого года жизни (11—12 месяцев) ребенок начинает самостоятельно ходить без поддержки; знает названия многих предметов; указывает на части тела при вопросах «где носик?», «где глазки?», «где ушки?». Нагибаясь, поднимает предметы и кладет один предмет (кубик) на другой (рис. 9 и 10).

На втором году жизни ребенок уже уверенно ходит; запас слов у него становится больше; рассматривает картинки; интересуется обществом детей, начинает говорить фразы в 2—3 слова; играет с мячом, приучается к опрятности.

В возрасте от 2 до 3 лет ребенок узнает предметы на картинках, задает много вопросов взрослым, запоминает несложные стихи и мелодии. Запас слов у него увеличивается до 250—300. В этом возрасте начинают проявляться некоторые черты характера: проявление жалости, самолюбия и т. д.

В возрасте от 3 до 4 лет психическое развитие ребенка еще более совершенствуется, появляется любознательность, ребенок легко запоминает стихи. В этом возрасте ребенок пытается рисовать фигуру человека.

В дошкольном возрасте (от 4 до 7 лет) у ребенка еще более выявляются черты характера, психическое развитие значительно совершенствуется. В жизни ребенка дошкольного возраста все больше обнаруживается потребность в проведении совместных игр среди детского коллектива; 6—7 лет дети начинают читать, а некоторые и писать.

В дальнейшем у ребенка начинается школьная жизнь с ее многообразными интересами и потребностями. Формируется индивидуальный облик ребенка с еще большим развитием его психики.

Приведенные данные постепенного развития психики и моторики ребенка являются как бы ориентировочными, необходимыми как родителям, так и ухаживающему персоналу в детском учреждении, чтобы надлежащим уходом способствовать дальнейшему нервно-психическому развитию ребенка.

Неблагоприятная обстановка воспитания в семье, шаблон и недооценка возрастных особенностей при воспитании в коллективе, равнодушное отношение к интересам ребенка — все это может оказать не только неблагоприятное влияние на его физическое развитие, но в значительной степени неблагоприятно повлиять на его психическое развитие и умственные способности, а также на формирование его характера.

Категория: Детские болезни | Просмотров: 373 | Добавил: Serxio1103 | Теги: ребенок, дети, ПСИХИКА, развитие двигательных умений | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar