Главная » 2015 » Ноябрь » 8 » Уход за больным ребенком
20:56
Уход за больным ребенком

Ни в одной другой области медицины хороший уход за больным не имеет такого решающего значения, как в педиатрии. Полноценное питание больного ребенка играет огромную роль в исходе болезни. Кроме того, многие желудочно-кишечные заболевания лечат путем назначения соответствующей диеты. He менее важно широкое использование с лечебной целью чистого воздуха, солнца и воды (физиотерапия). Таким образом, хороший уход, диететика и физиотерапия составляют основу лечения детских болезней.

С развитием серотерапии при некоторых болезнях (дифтерия, скарлатина) с успехом применяются лечебные сыворотки, получаемые при иммунизации лошадей токсинами или самими микробами.

Химиотерапия (сульфаниламидные препараты), лечение антибиотиками (пенициллин, стрептомицин, синтомицин) дают за последнее время блестящие результаты при пневмонии, менингите, дизентерии, токсической диспепсии, роже. Лечение витаминами тоже открывает широкие горизонты.

Медикаментозное лечение в детском возрасте очень ограничено и исчерпывается небольшим количеством средств (специфических и симптоматических).

При уходе за больным ребенком очень большое значение имеет чистота помещения; подметать комнаты нужно щеткой с влажной тряпкой. В комнату, где лежит больной ребенок, не следует допускать посторонних лиц, так как они могут занести какую-нибудь инфекцию; по этой причине так редко разрешается посещение ребенка в детских больницах. Исключения делают для тяжелобольных.

Необходима частая смена белья, хорошая стирка и проглаживание белья горячим утюгом; замывать пеленки не разрешается. Чтобы маленький или тяжелобольной ребенок не мочил матраца, под простыню подкладывают клеенку.

Одежда для ребенка должна быть удобной, без излишних складок и сшита из хорошо моющейся материи. В теплое время года она должна быть более легкой и не слишком теплой, чтобы не перегревать ребенка. Для новорожденных и детей первых месяцев жизни необходимы распашонки из мадаполама и фланели. Пеленки делают из более плотной материи (полотно, бумазея, фланель) размером 100х100 см. Прежде чем завернуть ребенка в пеленку, на него нужно надеть распашонку и обернуть вокруг ягодиц и в пахах в особую пеленку меньшего размера (50х50 см), сделанную из мягкой легко моющейся хлопчатобумажной ткани или, что еще лучше, из куска вчетверо сложенной марли (см. порядок завертывания по рис. 13).

Для детей после 3—4 месяцев жизни удобны штанишки-чулки.

Одежда детей старше года состоит из платьица или штанишек с пришитым или пристегнутым лифчиком (рис. 14). Желательно, чтобы верхняя одежда маленького ребенка была приятных пестрых цветов; если больному ребенку разрешается ходить, на него должны быть надеты чулки, туфли, пижама или теплый халат. Чулки должны пристегиваться к лифчику при помощи резинок; ношение круглых подвязок, стягивающих ногу вокруг бедер и тем самым нарушающих нормальное кровообращение, детям не разрешается.

В зимнее время грудных детей выносят на воздух в специальных теплых мешках (рис. 15). В холодное время года старшие дети также должны быть одеты тепло и в случае необходимости находиться на воздухе в постели под теплым одеялом.

Ребенок должен иметь собственную посуду для приема пищи и специально предназначенные для него предметы ухода. Их необходимо тщательно мыть горячей водой, а что возможно — кипятить. Придя с работы, прежде чем подойти к больному ребенку, нужно вымыть руки и переодеться.

Больному ребенку необходимо ежедневно мыть лицо и руки и по назначению врача делать гигиенические ванны каждый день или через 1—2 дня.

Лицо тяжелобольного ребенка, шею и область за ушами протирают ватой, смоченной теплой водой; предварительно вокруг лица закладывают полотенце, чтобы не намочить подушку. Выздоравливающие больные умываются сами. Медицинская сестра подносит ребенку тазик. Вымыв руки, он моет лицо, а сестра следит за ним и, если он по возрасту или из-за слабости не может самостоятельно справиться со своим туалетом, помогает ему. Старшие дети могут пользоваться умывальником. У каждого ребенка должно быть свое мыло, зубной порошок или паста, зубная щетка и полотенце. Ежедневно по пробуждении ребенка сестра или няня оправляет его кровать, выздоравливающие дети старшего возраста делают это сами за исключением вытряхивания простынь и одеял, а также смены грязного белья на чистое.

Тяжелобольной ребенок при смене у него постельного белья не должен изменять лежачее положение на сидячее. Во время смены постельного белья маленького ребенка другая сестра или няня держит на руках, а ребенка старшего возраста перекладывают на другую, запасную кровать, а если таковой нет, прибегают к другому способу. Одна сестра подкладывает правое предплечье и кисть правой руки под туловище и голову больного, левую же руку кладет под крестец и слегка приподнимает больного над кроватью. В это время другая сестра или няня сменяет простыню, предварительно протерев подкладную клеенку. Прежде чем пропустить простыню под приподнятым ребенком, сестра складывает ее с двух концов в трубочку и, быстро продвинув один конец свернутой простыни под ребенком, расстилает ее в обе стороны.

При смене наволочки на подушке сестра приподнимает голову ребенка, а другая в это время меняет наволочку, а если нужно, то и подушку.

Во избежание пролежней тяжелобольного ребенка необходимо время от времени поворачивать с одного бока на другой и не давать ему долгое время лежать на спине; область крестца нужно ежедневно обтирать 20° спиртом (водка пополам с водой). При намечающемся пролежне (покраснение кожи на крестце) необходимо положить больного на резиновый круг так, чтобы пораженное место находилось под отверстием круга. Если пролежень уже образовался, на ранку накладывают марлю, смазанную мазью (борным вазелином, стрептоцидовой мазью, мазью Вишневского и др.).

По указанию врача больной ребенок должен периодически получать гигиеническую, а в случае необходимости и лечебную ванну (см. ниже). При высокой температуре у больного ребенка часто сохнут губы и в углах рта образуются трещины. Поэтому необходимо чаще давать ему пить, а губы смазывать вазелином или ланолином.

Необходимо следить за чистотой рта больного ребенка. Маленьких детей поят подслащенной водой с фруктовым соком, а старших детей, кроме того, заставляют полоскать рот кипяченой водой или 2% раствором борной кислоты. Зубы ребенку ежедневно чистят зубным порошком или пастой при помощи мягкой щеточки или ватного тампона.

При поражении зева (ангина) старшим детям врач назначает полоскание рта различными лекарственными растворами (раствором риванола 1:1000 1—2 чайные ложки на стакан воды, раствором марганцовокислого калия и др.).

Необходимо следить за состоянием носа, уха. Для этого отверстие носа ежедневно прочищают ватным жгутиком, смоченным вазелиновым маслом, а наружный слуховой проход — сухим или слегка влажным жгутиком, смоченным кипяченой водой. Если назначены носовые капли, их впускают глазной пипеткой при лежачем положении больного, голову которого помощник фиксирует двумя руками.

Ушные капли пускают глазной пипеткой при положении ребенка на боку; предварительно их следует подогреть.

Глаза протирают ватой, смоченной кипяченой водой, по направлению снаружи кнутри. При пускании капель голову ребенка фиксируют рукой, затем большим и указательным пальцами раздвигают веки и глазной пипеткой пускают капли. Мазь вводят стеклянной палочкой: берут кусочек мази величиной с горошину и смазывают ею края век.

При рвоте ребенка кладут на бок. Если хотят узнать количество выброшенной при рвоте пищи, то шею ребенка обвязывают чистой, взвешенной заранее пеленкой; когда ребенка вырвет, пеленку снова взвешивают; прибавка в весе по сравнению с весом чистой пеленки покажет количество извергнутой пищи.

При частом послаблении, при поносах и дизентерии во избежание раздражения необходимо смазывать область заднего прохода вазелином. Ребенка кладут на подкладное фарфоровое судно или под него подкладывают лигнин или же серую хлопчатую бумагу, которые потом сжигают вместе с испражнениями. После испражнения ребенка необходимо тщательно подмыть теплой водой и смазать область заднего прохода вазелином. При выпадении прямой кишки ребенка кладут на бок и пальцем, смазанным вазелином, вправляют кишку обратно, после чего на задний проход накладывают повязку: сначала кладется марля и вата, затем живот ребенка обвязывается поперек бинтом; сзади в области крестца к поперечному бинту пришивается продольный бинт, который проводится через задний проход в промежность и прикрепляется к поперечному бинту в области пупка. При выпадении прямой кишки ребенка ни в коем случае не следует сажать на горшок или на судно; он должен испражняться лежа в подкладное судно или в пеленку.

Больным девочкам необходимо подмывать утром и вечером наружные половые органы спереди назад ватой, смоченной теплой водой. При раздражении и красноте наружных половых органов их необходимо смазывать висмутовой мазью.

Ниже мы остановимся на различных медицинских процедурах, к которым приходится прибегать в процессе лечения и ухода.

Собирание мочи у маленького ребенка. Для взятия мочи у мальчиков применяют толстую пробирку, края ее обклеивают липким пластырем или обвязывают бинтом, вставляют в пробирку половой член ребенка, пробирку приклеивают к лобковому сочленению или привязывают вокруг тела и помещают наклонно книзу. Ребенка фиксируют на кровати полотенцем, привязанным к бокам кровати. При этом ребенку назначают обильное питье. Девочек перед взятием мочи необходимо подмывать, чтобы бели, бывающие у девочек, не попали в мочу, что может отразиться на результатах исследования. Для взятия мочи у девочек пользуются колбой с широким горлом, которую обклеивают липким пластырем и приклеивают к наружным половым частям. Кроме того, можно подложить под ягодицы ребенка тазик, причем ребенка фиксируют в постели двумя полотенцами (рис. 16). При полной невозможности получить таким образом мочу рекомендуется положить между ногами ребенка вату: когда ребенок помочится, вату выжимают и полученную мочу отправляют на исследование. Однако в вате остается часть форменных элементов и поэтому исследование будет неточным.

Можно получить также мочу для исследования или при задержке ее с помощью мягкого катетера. У девочек обмывают отверстие мочеиспускательного канала раствором марганцовокислого калия и затем вводят прокипяченный катетер в мочеиспускательный канал; мочу собирают в стерильную пробирку. У мальчиков введение мягкого катетера иногда не удается. Тогда применяют металлический катетер самого малого диаметра, который осторожно вводят в уретру, пригибая его почти к животу, а потом медленно поднимая вверх, затем вправо, после чего катетер попадает в мочевой пузырь и из отверстия показывается моча. Насилия применять не следует, так как легко можно сделать ложный ход.

Взятие мокроты. Мокроту добывают ватным тампоном па металлическом шпателе, который вводят глубоко до надгортанника; мокроту снимают оттуда после надавливания шпателем основания языка и вызывания кашлевых движений. Дети обычно проглатывают мокроту, поэтому ее можно добывать также при промывании желудка натощак; частицы мокроты вылавливают в промывных водах. Мокроту исследуют на диплококки, туберкулезные палочки и другие бактерии. Рекомендуется также собирать испражнения и исследовать их на туберкулезные палочки, которые нередко находятся в кишечнике.

Взятие слизи из зева и носа. Слизь из зева и носа берут специальным стерильным тампоном, находящимся в пробирке. Тампон вынимают из пробирки, осторожно смазывают им миндалины и гак же осторожно вводят тампон в нос, чтобы не поранить слизистой оболочки; немедленно после взятия слизь посылают в лабораторию для посева и исследования (большей частью на дифтерийные палочки и гемолитический стрептококк).

Категория: Детские болезни | Просмотров: 365 | Добавил: Serxio1103 | Теги: ребенок, дети, УХОД ЗА РЕБЕНКОМ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar