Главная » 2015 » Ноябрь » 8 » Заболеваемость в детском возрасте и меры общей и специфической профилактики
21:10
Заболеваемость в детском возрасте и меры общей и специфической профилактики

Детский возраст представляет весьма значительны!! период жизни — от рождения до 15 лет; отдельные этапы этого периода сильно отличаются своими биологическими особенностями. Эти биологические особенности ставят ребенка в определенную зависимость от окружающей внешней среды и определяют формы заболеваемости и причины смертности на различных этапах жизни ребенка.

От момента рождения до 15—20 дней ребенок называется новорожденным. Основной физиологической особенностью новорожденного является то, что в его организме имеется много черт не вполне законченного эмбрионального периода. Кожа новорожденного очень нежна, его кишечник значительно отличается своей работой и характером микробной флоры, его легкие, сердце, эндокринные железы функционально недоразвиты, функции многих органов, как и нервной системы, несовершенны, отдача и задержка тепла весьма неустойчивы, — все это делает новорожденного весьма чувствительным к внешним вредностям. Самый акт рождения, кроме того, является весьма серьезным моментом для ребенка и нередко при тяжелых родах служит причинным моментом заболеваний. Отсюда становятся понятными и формы заболеваний новорожденного, и причины смертности на этом этапе жизни.

Заболевания эти следующие: 1) дефекты развития, остатки эмбриональных процессов (уродства): 2) повреждения, которые наносятся плоду во время родов (родовые повреждения): кровоизлияния в мозг, вывихи, переломы и т. п.; 3) врожденные заболевания (сифилис и др.); 4) инфекции, которые проникают в организм ребенка во время родового акта (столбняк новорожденного, гонорея, сепсис). Все эти заболевания могут обусловливать смертность новорожденных.

Смертность грудных детей тем выше, чем моложе ребенок: наиболее высокая смертность отмечается в первые часы и дни жизни ребенка. Отсюда понятно, что основными мерами борьбы со смертностью грудных детей является забота о здоровье родителей правильная организация родовспоможения, правильный уход за новорожденным ребенком и обеспечение его материнским молоком. Все эти меры широко проводятся в Советском Союзе па основе растущего благосостояния широких масс, огромного развития профилактических и лечебных учреждений и законодательства, защищающего интересы трудящегося населения и охраняющего интересы женщины-матери.

Второй период жизни ребенка — грудной возраст (до конца первого года). В этом периоде, как ни в каком другом, наблюдается значительная интенсивность роста. Ребенок за один год утраивает свой вес. Для этого требуется относительно большое количество физиологически подходящей пищи, какой является молоко матери. Напряженность работы пищеварительного тракта и расстройства в правильном обеспечении этой важной функции определяют основные причины заболеваемости и смертности в этом возрасте.

Наиболее часты у грудных детей болезни пищеварительного тракта.

Основной причиной желудочно-кишечных расстройств в этом возрасте является лишение детей грудного молока и связанная с этим инфекция, попадающая в кишечник при искусственном вскармливании. Смертность в грудном возрасте наблюдается прежде всего среди детей, вскармливаемых искусственно.

Бактериологическое загрязнение коровьего молока, его не вполне подходящий химический состав, более плохое развитие детей на исключительно искусственном вскармливании (большая частота заболеваний рахитом) — все это определяет большую частоту желудочно-кишечных заболеваний детей, лишенных грудного молока, и их большую смертность. Отсюда понятны и меры борьбы — пропаганда грудного вскармливания, обеспечение матери возможности кормить грудью, обучение матерей правилам ухода за грудным ребенком, правильная организация смешанного кормления. Все эти меры широко и планомерно проводятся в России на основе советского законодательства, обеспечивающего матери отдых до и после родов и возможность кормления грудью, чем и объясняется значительное снижение смертности грудных детей после Великой Октябрьской социалистической революции в весьма короткие сроки. Основную работу в этом направлении проводят лечебно-профилактические детские учреждения, объединения больниц, поликлиник и консультаций (ясли, консультации, дома ребенка и т. п.).

На втором месте по частоте и тяжести в этом возрасте стоят болезни дыхательных путей. Дыхательные пути вследствие особенностей своей структуры легко доступны воздействию внешней среды: в частности, через трахею, бронхи и легкие легко может проникнуть летучая инфекция (возбудители гриппа, кори, коклюша).

Меры борьбы с заболеваниями дыхательных путей состоят в широкой пропаганде правил гигиены: длительное пребывание ребенка на свежем воздухе во все времена года, чистота тела ребенка, его одежды и белья, а также помещения, в котором находится ребенок, оберегание ребенка от встречи с больными. В Советском Союзе большую оздоровительную роль играют детские учреждения, ставящие ребенка в наиболее благоприятные условия, пропагандирующие и прививающие населению правила гигиены и санитарной культуры. Оздоровительная роль в этом отношении яслей, домов ребенка, детских садов, площадок, хорошо организованных школ, летних лагерей и колоний огромна.

В возрасте от 1 года до 3 лет (ясельный возраст) и от 3 до 7 лет (дошкольный возраст) ребенок постепенно переходит на обычное кормление. Характер пищи его меняется, рост и прибавка в весе несколько замедляются. Однако пищеварительный и дыхательный тракты еще весьма легко подвергаются влиянию внешней среды. Поэтому заболевания кишечника и дыхательных путей и смертность от них еще значительны в этом возрасте и с ними следует вести энергичную борьбу. В этом возрасте могут также проявляться те вредности, которые ребенку пришлось перенести в грудном периоде: лишение грудного молока, кишечные заболевания, неправильное кормление, плохой уход, в результате чего развивается рахит, тетания, упадок питания (дистрофия), болезни кровотворного аппарата, хронические инфекции (туберкулез).

Ho в этом возрасте появляется еще одна особенность, связанная с новой опасностью заболевания ребенка. В первые месяцы жизни (до 3—5) ребенок почти не заболевает острыми инфекциями (корь, скарлатина), что объясняется, с одной стороны. большой изолированностью грудного ребенка от внешнего мира, с другой — тем, что он от матери через плаценту и молоко получает готовые антитела, предохраняющие его от инфекционных заболеваний. Невосприимчивость детей первых месяцев жизни к указанным выше инфекциям объясняется еще и тем, что грудное вскармливание обеспечивает и наилучшее развитие детей. После года этот временный иммунитет постепенно ослабевает, ребенок все больше соприкасается с внешней средой (ползание, хождение, загрязнение рук и занос в рот инфекции, большая возможность контакта с инфекционными больными).

В результате в возрасте 1—2 лет дети начинают болеть инфекционными болезнями, причем к 3—6 годам заболеваемость повышается.

В этом возрасте дети чаще всего заболевают корью, скарлатиной, дифтерией, коклюшем, ветряной оспой и другими острыми инфекционными болезнями, от которых преимущественно зависит смертность в этом возрасте.

К раннему детскому возрасту относится еще группа заболеваний, связанная с плохим уходом за детьми и недосмотром. Сюда относятся травмы, особенно в крупных городах (трамвай, автомобиль), отравления, ожоги. В городах наблюдаются случаи отравления детей едкими щелочами, например каустической содой, ведущие нередко к смерти или тяжелым уродствам. Необходимо разъяснять населению значение соблюдения мер предосторожности при хранении таких веществ.

Меры борьбы с детской заболеваемостью и смертностью в основном сводятся к оздоровлению быта и жизни ребенка, к пропаганде правил гигиены и ухода. В этом отношении в Советском Союзе существуют неограниченные возможности благодаря значительному улучшению благосостояния трудящихся и оздоровлению труда и быта. В проведении этих мероприятий следует отметить огромную оздоровительную роль детских учреждений.

Кроме мер общего характера, необходимо широкое развертывание специфической профилактики: пропаганда и проведение предохранительных прививок против оспы, дифтерии, кори. Правильное проведение этих мер именно в раннем возрасте гарантирует их наибольшую эффективность.

В школьном возрасте (7—15 лет) происходит постепенное совершенствование и развитие организма ребенка: окончательно формируется нервная система и органы чувств. В более поздних периодах этого возраста начинается развитие половых желез, что сопровождается усилением процесса роста (в длину), усиленным развитием сосудистой и эндокринной системы. В эти периоды заболеваемость инфекционными болезнями уменьшается, однако встречаются заболевания сердечно-сосудистого аппарата, нервные болезни, болезни эндокринных органов, кроветворных органов. Сравнительно большое место занимают хронические инфекции (туберкулез и ревматизм).

Меры борьбы с заболеваемостью детей в этом возрасте — те же. Значительная оздоровительная роль профилактических и других детских учреждений (школ па открытом воздухе, площадок, летних лагерей, санаторных колоний, диспансеров).

Помимо этого, широко применяются также специфические мероприятия — прививки.

Борьба с туберкулезом строится на основе широко развернутой работы специальной противотуберкулезной организации, основной базой которой является диспансер, где ведется наблюдение над подозрительными на туберкулез и больными детьми. Обязательным также является вакцинирование новорожденных культурами ослабленной туберкулезной палочки (БЦЖ — бацилла Кальметта-Герена).

На базах диспансера, поликлиники, а также на малярийных станциях ведется организованная борьба с малярией. В последнее время такая же планомерная борьба развертывается и против ревматизма путем организации в поликлиниках кабинетов для приема больных ревматизмом детей. Работа в методическом отношении объединяется детской секцией Всесоюзного ревматического комитета.

Категория: Детские болезни | Просмотров: 341 | Добавил: Serxio1103 | Теги: ребенок, дети, заболеваемость | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar